Джон Стюарт Милл: "Основная тенденция событий по всему миру заключается в наделении посредственностей значительной властью".

У нас что наблюдается? У нас посредственности аплодируют высказыванию о том, что "дворник полезнее депутата".

Присоединяюсь к овациям. Потому что евродепутат Тунне Келам, один из основателей Партии национальной независимости Эстонии и лидер Конгресса Эстонии работал и дворником, и кочегаром. В славное советское время.

И, думаю, много полезного почерпнул в часы ночного одиночества. У него было время и поработать, и на хлеб заработать, и решить, как же переломить ситуацию в стране. И много читать. Да, будущему депутату бывает порой очень даже полезно поработать дворником. Говорят, в компартию хотел вступить. А что не вступил, так и отлично, судьба хранила.

Позвольте посмотреть и с другой стороны.

Отчаянные головы, гении прошлого, собственные корреспонденты "Правды", а также депутаты Верховного Совета Эстонской ССР! К вам обращаюсь я, товарищи Кленский и Лебедев. Почему вас не берут в дворники сегодня? Вы же стали бы куда полезнее для общества, как и сказано выше.

Вакансий, скорее всего, просто нет.

Министр Ланг! Вы прекрасно говорите и читаете по-русски. Прочтите мой вопрос: "Отчего никто не видел Вас с лопатой у парадного подъезда в Минюст во времена снегопада?"

Потому что у Вас иная точка зрения: министр Ланг полезнее дворника Ланга.
Наверное, Вы очень хороший министр.

…Но такие рассуждения сродни размышлениям, что полезнее для автомобиля — инжектор или дворники, аккумуляторы или дворники, рулевая колонка, ветровое стекло, свечи зажигания, кузов или все-таки — дворники?

Ответ один: одно без другого и третьего и десятого и сотого просто не может существовать. Не будет автомобиля.

Но и без людей разных профессий и специальностей не будет государства. Уберем министра и поставим на его место дворника. Их у нас с высшим образованием ныне очень много. Толк будет. Аппарат вывезет.
Но только в рутинных и благополучных условиях. У меня есть масса знакомых, которые нынче работают не по профессии. Кто грузчиком, кто подносчиком тяжестей (это разные вещи), кто и дворником.

Пожилой эстонец Райво захохотал, когда я спросил его, не хочет ли он стать министром, забросив подальше лопату, перестать грести снег. "Конечно, хочу! Потому что зарплата большая!" — "А от какой партии?" — "Хоть от КПСС!" Чувствуете? Все хотят быть министрами, причем от любой партии.
Теория о полезности дворника пошатнулась.

Когда в далеком вашем детстве мамочка гладила вас по головушке, вряд ли она полагала, что с небес станет наблюдать, как вы, седой и сутулый, кряхтите с лопатой, а ваш диплом химика или языковеда вы сегодня и сами отыщете только к вечеру, начав искать с утра.

Когда нам всем говорили о накопительной пенсии несколько лет назад, у меня, например, в мыслях не было поддаваться на эту лабуду. Каюсь — суеверен. Сосулька, не сбитая вовремя рачительным дворником, прошибет мою шапку, как только я внесу первый взнос.

Но не сосулька эту пенсию накрыла. И не министры. Вечный покой прописал ей кризис. А он приходит, когда его совсем не ждешь.

Знаю еще одного дворника, дядю Женю.

Дядь-Женя пил, как бочка. И порой работал некачественно. Еще был расцвет экономики, дворники были на вес золота (какой дурак пойдет махать метлой во времена благоденствия?). К слабости дяди Жени начальство относилось полуприкрыв глаза.

Но вот пришел Он. Черный, страшный, губительный, как стафиллококк в родильный дом. Кризис.

Глаза у начальства сразу распахнулись. Дядя Женя был вызван в Высокий Кабинет. Началось внушение. Видимо, у Самого кто-то просил протекции: пьяницу дядю Женю… того-с, а своего — на его место. О, этот жестокий мир бомжей, начальников и дворников…

Только выяснилось, что начальство бомбардировало ложную цель.У дяди Жени оказалась такая хитрая экстрасенсорная железа. Он типа Нострадамуса оказался и перестал пить месяца так за четыре до вызова в Высокий Кабинет. А Начальство ему даже благодарность само вынесло в приказе полтора месяца назад за отличное качество работы. Да и отловлен не был дядя Женя ни разу даже во времена его веселые.

Дядю Женю уволили не сразу, а месяц спустя. По сокращению. Убрали из штатного расписания должность "дворник". Но через пару дней ввели должность "местоблюститель внешней территории" и приняли парнишку по имени… Ну, скажем, Яаго. Или Отть Элло. Или Велло Сипед.

А пил он, не пил — уже не наше дело. Так что еще вопрос, кто полезнее — дворник дядя Женя или дворник Яаго.

Теперь о третьей стороне медали. Она есть. Ребро называется.

О министрах. У нас это дело превратилось в какие-то краткосрочные курсы по обучению кухарок управлению государством.

Например, лесник (Кайдо Кама, если кто помнит) стал министром внутренних дел. Парень молодой, горячий, много чего сделал по Салтыкову-Щедрину и исчез. Он жив и здоров, но вот поминают его полицейские до сих пор. У нас вообще самая сменяемая должность — внутренние дела. Дворника на них нет.

Сейчас вот погранохрану с полицией скрестили. Самое время: кризис на дворе, а реорганизация требует денег, смены структур, и ослабляется боеготовность и работоспособность падает: кто-то ждет пенделя, кто-то местечка. Все правильно: для того и реорганизаия, чтобы "дядю Женю" — в направлении помойки, а племяша троюродного брата жены второго отчима — на новое место.

У нас должность министра — политическая. Но, если в иных странах на нее назначают человека, который хоть немного варился в этом котле и имеет представление, то мы берем парня безотказного. "Партейца" преданного, пусть и чуточку недалекого. Расходный материал в основном. То есть, вы угадали, полезного. Если его и возьмут за причинное место, то он всегда скажет: не знал, выполнял приказы, чьи — не помню.

А партии у нас давно стали не партиями. Клубами по интересам. По знакомству. По личной преданности. Реформисты у нас сильно увлеклись борьбой с другими "клубами". И как-то подзапустили заботу о благе человека. Они еще едут на плечах того самого памятника, что стоит на Фильтри. Рейтинг высок. Выше только у центристов, да и то лишь из-за поддержки рускоязычной бабушки, у которой в красном углу портрет Сависаара-спасителя.

Социал-демократы уже давно даже не клуб, а Пихл и Анвельт, Крейцберг и Миксер, Катрин Сакс и Вадим Белобровцев. Они сейчас в раздумьях, кем быть и с кем быть и быть ли вообще.

Партия — вернее, союз — IRL все более напоминает особый такой рыцарский орден. Тамплиеры. Чего хотят, куда идут, никто не знает. Все вопросы к руководству проходят через советников и исчезают без ответа, как в черной дыре. Не войдешь просто так и не встретишься ни с кем из лидеров.

Президент у нас, который о карьере дворника и не мечтает, позабыл опыт американцев — он не ездит по стране и не пожимает руки Юхану из Валга или Ивану из Иллука. Если Медведев "отливает слова в граните", и мы хоть что-то читаем о нем, то Т.Х. Ильвес у нас только на Новый год на экране.

И предпоследнее. Вот мы ругаем, критикуем, предлагаем, а ведь все — как с гуся вода. Пар выпустили, и отлично. Есть тут кто умный и эрудированный? Назовите фамилию хоть одного русского или русскоязычного министра в правительстве ЭР за последние 19 лет. Рафик Григорян не считается, он был министром народонаселения, без портфеля и министерства.

Депутатов русских в Рийгикогу я знаю. Но не министров. Почему? А за депутатом контроль есть. Фракция. Дисциплина. За министром не уследишь. Нужен преданный. Кстати, там полно вакансий. Многие просто просятся на замену. Не отпускают.

Последнее. Нет, не прожить нам в вакууме. И не прожить в вечном лае: ты такой, а ты сякой. Облетели перья с русских крыльев эстонских партий. Бюджет обглодан. Выхода два: или наконец начинать жить по законам страны, не противопоставляя себя эстонцам, либо собирать разумных и толерантных людей в партию. Только без выстрелов "Авроры".

Кленских и Лебедевых просим не беспокоиться. Они свое слово сказали.

Поделиться
Комментарии