Если в Таллинне перед муниципальными выборами еще видно разделение на партии и недолговечные "брачные союзы" хотя бы по политическим мотивам, то в небольших городах наблюдается нарастание количества мезальянсов — по экономическим интересам. По личным экономическим интересам, будет сказать точнее.

Далеко ходить не надо. Говорят, по капле воды можно определить химический состав целого океана. В качестве такой "капли" можно взять город Палдиски. На сегодня он вырвался в лидеры по количеству кандидатов в депутаты в местное самоуправление. И хорошо бы, не стань Палдиски характерным примером того, как желание войти во власть приводит к полному забвению интересов избирателей, причем прикрытием служат партийная принадлежность и вечная "забота о благе".

Классика, как у Роберта Пена Уоррена в романе "Вся королевская рать": ты
должен делать добро из зла, потому что больше его делать не из чего. А зла в городке хватает.

Первое зло — привычка электората. Привычка избирать одно и то же зло, и привычка быть избранным. Это касается уже и Таллинна тоже. Эти, мол, наворовали, и без смазки-взятки ничего не двигается, а придут новые, голодные, так они нас до нитки оберут. Но, если в столице мы четко видим деление на правых-левых-маргиналов-радикалов-оккупантов-покупантов (кого можно купить), то в том же Палдиски местная власть демонстрировала долгое время только последний, "покупантский" стиль. И это ни для кого не секрет!

Редкий случай, когда у власти в городе с небольшим перерывом вот уже 15 лет находится один человек. Человека зовут Яан Мельдер, и он давно стал притчей во языцех как коррупционер у одних, как бог для других, как талантливый лоббист интересов местных химиков-миллионщиков (терминалы Alexela), а теперь и атомщиков.

Тема атомной электростанции вообще болезненная для Эстонии, а для Палдиски вдвойне. Ядовитые выбросы в течение длительного времени являются козырем оппозиции во время выборов. Но после прихода к власти оппозицию встречает в коридорах власти Яан Мельдер.

Собственно, а почему у горожан к нему претензии? Ну, во-первых, где вы видели дружащего с головой человека, у которого бы не было претензий к власти. Во-вторых, территория Палдиски и округа — острова Пакри, Большой и Малый, — давно стали козырем в политической борьбе. Газовики хотят расширяться. Их ядовитые терминалы постоянно отравляют воздух. Но городские власти после выборов постоянно тянут с вопросом о применении мер к Alexela. Все просто: газовые тузы (Хейти Хяэль и другие) нервничают, чувствуя, что без маленького, но могученького муниципалитета им тут не продохнуть. И надо людей из самоуправления всячески поддерживать.

Конечно, фирма Alexela есть в Палдиски всего лишь одно из не очень больших щупальцев международной корпорации, но тем хуже для горожан. И для корпорации. Поскольку местная власть приобретает неожиданно силу неимоверную.

(Для справки: управляют терминалами в Палдиски как англичане, так и эстонцы. Все — через "материнские" фирмы. Имена известны. Кроме Хейти Хяэля, там трудятся Вейко Тишлер, Тийна Мыйз, Юхан Кольк, Урмас Паст, Марти Хяэль; в Лондоне это Пьер Эладари, Дарен Дженкинс, далее среди основателей материнских фирм фигурирует и латышский и литовский крупный капитал.)

Как тут тягаться? Но тягается местная власть, ибо у нее сила. И за эти силовые рычаги идет самая натуральная война на местных выборах. Впрочем, нажим на концерн идет до определенного предела. Пока там не поймут, что пора и немножко раскошелиться. И жить дальше.

Если подумать серьезно, то кажутся совсем мотыльками или воробьишками деятели, порхающие в Таллинне со своими политическими детскими лозунгами про равноправие или государственный язык… или что там у них еще. Если вы в Палдиски придете с такими лозунгами на выборы, на вас посмотрят, как на душевнобольного.

Потому что тут, в городке с его портами и терминалами-гигантами и мизерным четырехтысячным населением, завязаны гигантские деньги в пересчете на одного человека. Потому что и во власти, и в оппозиции тут полный интернационал. Эти хотят удержаться у руля любой ценой. Те хотят нормально жить.

Итак, все сводится к простому вопросу — к географии и деньгам. К очень большим деньгам. Настолько большим, что, став у кормила, то есть у руля, человек любой национальности в Палдиски неожиданно менял свои убеждения на прямо противоположные. Причем происходило это в основном с… русскими депутатами.

Пролистайте агитационный листок Sotsiaaldemokraat за октябрь 2005 года. Предвыборные баталии! Глаголом жгла сердца людей нынешняя депутат горсобрания Татьяна Плотникова и нынешний вице-мэр Андрей Мартыняк. Четыре года назад Мартыняк, например, в агитационном листке заявлял: "Мы — независимые жители города Палдиски. У нас нет спонсоров, поэтому мы НЕ ЗАВИСИМ от финансово-экономических группировок. Мы знаем, как при необходимости (!!!) закрыть терминал ALEXELA и остановить строительство нового химтерминала…"

Но прошло четыре года, а выбросы газа по-прежнему травят жителей. Все четыре года Андрей Мартыняк был вице-мэром, Яан Мельдер очень доволен своим коллегой социал-демократом: терминалы как были, так и есть, за ядерную станцию голосуют, за расширение терминала голосуют.

Татьяна Плотникова выступала за рабочие места. Она тоже социал-демократ. Нет тех мест.

В том же листке кандидат в депутаты от той же партии Надежда Довбня критиковала высокие расходы на содержание городского собрания и мэрию. И приводила цифру: восемь с лишним миллионов крон! Эта цифра в 2009 году успешно перевалила за 14 миллионов. Зато полиции выделяли в поддержку в 2008 году 70 тысяч крон, а в 2009 — 30 тысяч.

Невыполненные обещания. Это бы пусть — не смогли, боролись, но не справились. Это можно понять. Но когда, придя к власти, люди начинают вести себя еще хуже тех, кого критиковали, если идут на союз с теми, кого критиковали, если голосуют за атомную станцию и за "химиков-миллионщиков", против которых выступали и на той волне успешно заняли места во власти… Право, стоит призадуматься, а что же их, собственно, заставило так поступать. Наверное, не дуло револьвера у виска.

Размытые границы между партиями и их принципами в малых (да и больших, и в правительстве тоже) самоуправлениях мне напоминают знаменитый абзац из "Ожога" Василия Аксенова:

" — …Ведь вы человек и я человек. Вот хочется мне вам в рожу плюнуть, сукин вы сын, б… полоумная, а я не плюю, а преподношу вам закуску".

Святые слова, когда говорят о союзах, компромиссах, особенно, когда это касается темно-серого существа по кличке "Электорат". Существо вас поднимет к себе на хребет и пойдет себе дальше по пути, который вы ему с хребта укажете, тыкая острой палочкой в основание хобота.

Та же картинка и в Таллинне. Но тут мы видим смещение во внутреннем пространстве партий. Тут дредноут, Центристская партия, правит и будет править безраздельно еще какое-то время. Может быть, в какой-либо части города их власть будет в коалиции, но в городском собрании — вряд ли.

Но вот появляется обращение русских деятелей ЦП к народу с призывом не голосовать за иных-прочих. За "списки имени себя". Ясно, что намек прозрачный на "Список Кленского". Ясно также и то, что именно этот список, как протестный, может оттянуть малую часть голосов у центристов. Но список этот в общем-то для центристов безвреден. И заявление нужно всего лишь для того, чтобы показать, как "русские рубят русских" (из песни "Любэ"). По правде говоря, центристы сами плодят недовольных.

Один только маленький пример. Все знают политика Олега Ребане. Был членом Res Publica. Потом был брошен на произвол судьбы своими же однопартийцами, когда пытался спроворить в союзники некоего центриста, а тот записал разговор на пленку и предал анафеме самого Ребане.

Затем Олег Ребане вернулся в горсобрание уже независимым депутатом. И незадолго до муниципальных выборов примкнул к… центристской фракции, оставаясь беспартийным. Но — ЦП не включает его в списки кандидатов в депутаты. И Олег идет в "Список Кленского".

Да что ж ему оставалось делать? Наверное, он сам понимает, что у этого списка мало перспектив провести в горсобрание больше двух депутатов. И Олега Ребане среди них не будет. Но куда удивительнее другое! "Ешьте меня мухи с комарами!", как говорится в старой русской поговорке: ведь именно Олег Ребане переманил Фактулина, Диденко и Караваева из центристов в республиканцы и лишил должности мэра Сависаара. Именно Кленский в свое время обозвал "предателя" Караваева словцом на букву "г". И вдруг Кленский принимает в лоно списка организатора переворота. Как там Ленин говорил про "полезных идиотов"? Но Ребане далеко не идиот. Кто же в таком случае — Кленский? Вряд ли.

Скорее всего, за идиота держат электорат. Держат все, кому не лень. От центристов до списков, от "Исамаа-Республика" до социков.

"Республиканцы" в союзе вообще отдельная история. Так, Юрий Житин, бывший "республиканец", соратник Олега Ребане и советник Ласнамяэской управы Таллинна, сейчас баллотируется в горсобрание под номером 34 в списке центристов в Кесклиннаском округе Таллинна. А папа его, Владлен Житин — в списке "Исамаа-Республика" в Мустамяэ. Что в этом плохого? Ничего. Просто — "убеждений не меняют только дураки и покойники". Среди кандидатов в депутаты вы не сыщете покойников. Хотя (есть такие сведения) кое-где в списках имеются и подставные лица. Но это уже иная тема.

А мораль такова: нет никакой морали в политике. И у электората довольно редко бывает долгая память. Его дурят раз, обманывают второй раз, навешивают на уши все сорта спагетти, причем мелькают имена одних и тех же поваров. А электорат, помахивая хоботом, трубит или "ура!" или "ату!", не думая своим умом ни о чем. Кольнут палочкой в чувствительное место — все снесет на свом пути. Кольнут в другое — переступит через нежный цветок. Так и живет на безусловных рефлексах. И открывай ему глаза — не открывай, вечно он будет неверующим Фомой или религиозно-партийным фанатиком, сотворит себе кумиров. А потом станет чесать маковку и спрашивать у небес, отчего последнюю охапку сена отобрали.

Поделиться
Комментарии