Мы можем рассмотреть советскую пропаганду 40-50-х годов в Эстонии, эти возвышенные и глубокомысленные речи, которые сопровождались продолжительными аплодисментами. Насколько они изменили мировоззрение среднего эстонца? Тибла остался тиблой, гнев остался гневом. Быть может, и в головах тех, чьи чернильные перья "втискивали" эти речи в эстонский язык или проверяли преданность властям.

Сталинисты дошли даже до того, что захотели ликвидировать буржуазные национальности, чтобы заменить их на социалистические. Теперь мы хотим достичь обратного. Что, буржуазная пропаганда убедительнее социалистической?

Настроенность людей изменяют не надоедливыми прекраснодушными речами, а тогда, когда тексты их глубоко трогают, когда в них есть то, что помогает жить и делать жизнь лучше. Этого ищут больше всего в реальной жизни. Сжигание книг, создание своих телеканалов и пропагандистских газет и т.п. — это как реклама: она работает лишь для тех, кто получает от нее прямую или косвенную выгоду. А Эстонии надо разъяснить свои позиции людям, которые в этой информации пользы не видят.

Больше всего нам не хватает не "независимых" русскоязычных телеканалов/изданий, а направленной на все население коммуникационной работы на родном языке. Когда госучреждения распространяют свою информацию лишь на эстонском, то она не доходит до тех, кто в ней нуждается более всего.

Кто уже знает язык, получают информацию, но те, кто не (особо) знают, добывают ее там, где это проще всего. Представление публичной информации на русском языке спотыкается не об отсутствие каналов, а о лень и безразличие в переводческой работе. С русскими (и другими нацменьшинствами) надо говорить на языке, который они понимают лучше всего, — на их родном языке.

Российскую пропаганду надо понять: она направлена не только на восстановление масштабов империи, но исходит из инстинкта самосохранения — если на родине сотоварищей мало, надо добыть их за границей, лучше вместе с территорией. И еще важнее то, что каждая держава, видящая для реализации своих амбиций исторический момент, использует его. Порой, конечно, неизвестно, что из этого выйдет. В ходе Первой мировой войны рухнула не только Российская, но и Германская, Австро-Венгерская и Турецкая империи. И в конце 80-х годов был исторический момент, а не героический подвиг эстонского народа. С тем же справились все восточноевропейцы — управленческий вакуум Советского Союза распахнул двери.

В пропагандистской войне Россия воюет не с Эстонией, а с Западной Европой и США. Верить, что мы сможем изменить здесь чей-то настрой, такая же наивность, как разговоры Константина Пятса после начала Второй мировой войны — что, мол, смотрите, какие мы, эстонцы, молодцы, сумели сохранить свою независимость и мирно сосуществовать с соседями. За эти слова его не расстреляли, но в психушку посадили. Не эстонцы, а коммунисты. Буржуазную национальность надлежало уничтожить, как и теперь. Нам не нравится об этом думать, но в информационной войне между десятком государств мы — очевидцы в виде пустых попрыгунчиков: когда свистят ракеты, нашего кукареканья не слышит никто.

Мнение полностью — в Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии