Нечто похожее было в Эстонии, когда лет пять назад местные СМИ опубликовали сообщение о том, что некая инициативная группа потребовала отвести всё здание по адресу Пагари 1 в Таллинне, целиком под музей жертв коммунистического режима. Чем планировалось заполнить огромные, пустовавшие на тот момент помещения, представить себе трудно, ибо, даже если собрать со всего населения предметы, так или иначе связанные с таковыми жертвами, этого едва ли хватит хотя бы на одну четверть площади комплекса. Конечно, разница между пещерой и зданием есть, но и общее — тоже.

Экзотика со специфическим привкусом

В ”разгар застоя”, примерно в начале 70-х, когда редакции практически всех выходящих в эстонской столице газет помещались в здании по адресу Пикк 40, среди журналистов — племени, как известно, весьма бесшабашного — родилась злая шутка, навеянная соседством архитектурного комплекса, который считался самым высоким домом в Эстонии: с него было ”видно Колыму”. В комплексе этом, занимающим целый квартал между улицами Пикк и Лай, но имеющим адрес ”переулок Пагари 1”, размещалась, как тогда иронично кодировали, Контора Глубинного Бурения. Аббревиатура незамысловатая…

Так вот, про шутку, о которой я хочу сказать. Про самый высокий дом и контору — тоже, конечно, шутки, но, так сказать, шутки всесоюзного значения. Такие дома и конторы имелись в каждом более-менее значительном городе. А наша шутка носила ярко выраженный местный характер.

И звучала она примерно так: ”Идя навстречу пожеланиям трудящихся и в целях привлечения большего числа туристов, руководство таллиннского общепита приняло решение открыть в Старом городе предприятие общественного питания с элементами экзотики под названием ”Кабачок ”Pagari kelder”” по адресу пер. Пагари 1”. По замыслу ”авторов проекта”, в трактире, по соседству с общим залом, предполагалось создание обширной экспозиции из таких экзотических предметов, как специальные щипцы для вырывания ногтей, ”испанский сапог”, клещи для защемления мошонки… Не говоря уже про разные обыденные вещи: утюги, паяльники, пилки, стамески и прочие инструменты, с успехом использовавшиеся мастерами ”допросов третьей стадии”.

К счастью, эта шутка так и осталась нереализованной. Правда, сегодня, после капитального ремонта и реконструкции, по этому адресу функционирует элитное жильё, продаваемое за совершенно неприличные деньги. И хотя вообще-то само здание строилось во времена оны именно как, по тогдашней терминологии, ”доходный дом”, однако лично я, даже если и располагал бы необходимой суммой, ни за какие коврижки не купил бы здесь квартиру. Не люблю соседства призраков. Но вот находятся же желающие.
Наверняка найдутся таковые и для посещения пещеры Тхам Луанг. А что? Пощекотать нервы ”есть тьма любителей”…

А чем мы-то хуже?!

В общем-то, феномен тяги к чему-нибудь ”остренькому” широко известен и так же широко используется коммерсантами всех уровней — от уличных торговцев, предлагающих маски вампиров и оскаленных черепов, до, как видим, правительственных чиновников высшего эшелона, готовых торговать ужасом, пережитым детьми.

Ну, раз так, то и у меня есть пара-тройка предложений для наших властей: как использовать траурные моменты истории с выгодой.

Про ”Крест Свободы” на одноимённой площади в центре Таллинна я особо распространяться не стану. Во-первых, он уже стал привычной (хотя от этого не менее странной) деталью городского ландшафта. При этом, на мой вкус, Крест Свободы звучит примерно так же, как Памятник Дружбе. Но о вкусах не спорят…

А можно, скажем, оборудовать специальную площадку в залах терминала D пассажирского порта, где так удобно полежать ночку на голом полу, с руками в пластиковых наручниках, заведёнными за спину, как у тех, кто коротал здесь одну или несколько из ”бронзовых ночей”.
Польза многократная. Во-первых, желающие смогут в полном объёме проникнуться переживаниями привезённых сюда полицией участников тех событий, неважно — реальной была их вина или мнимой. Во-вторых, убедиться, что порт в Таллинне вполне современный, готовый обслуживать пассажиров по высшему разряду. И, наконец, если речь о приезжих, то с них можно брать плату за ночлег, и даже дешевле, чем в хостеле: прямой профит и городу, и его гостям.

Или есть ещё экстремальный туризм. Помнится, я даже несколько лет назад писал для питерского журнала ”Эксперт Север-Запад” про один такой хутор, затерянный в глуши лесов, где его хозяин проводит для желающих курс занятий на выживание. Не знаю, действует ли этот хутор ныне, но есть вариант покруче: не просто тупо на выживание, но и с военно-патриотическим подтекстом, для любителей водных аттракционов. Пеший переход по дну залива от острова Суур-Пакри до порта Курксе, что неподалёку от Палдиски. Желательно при сильном ветре и без подручных плавсредств, как это было 11 сентября 1997 года с молодыми солдатами, которые по приказу своего безбашенного командира, в рамках учений на выживание, форсировали залив вброд при сильном волнении. Из двадцати двух тогда выжили восемь. Экстремально? Может быть, кто-то захочет примерить на себя их ощущения? Как говорится, please…

Правда, идея такого маршрута принадлежит не мне, а одному моему коллеге, так что на копирайт не претендую. Но автор, насколько я знаю, не возражает против того, чтобы я его идею опубликовал, а поскольку она вписывается в тему сегодняшнего разговора ”без остатка”, то я так и поступаю.

В конце концов, можно же вернуться и к старой идее кабачка „Pagari kelder” и реализовать её с широким применением всех доступных сегодня технических средств. Ну и что с того, что теперь в этом доме живут небедные люди? Им подвалы ни к чему — не та публика, чтобы хранить запасы картошки. А остальным интересно будет пройти через знаменитые подвалы НКВД и на собственной шкуре почувствовать тактильный и моральный эффект ”особых методов воздействия”, если вместо статичной экспозиции ”инструментария” будет действовать интерактивный тематический перформанс ”На кого ты, су…а, работаешь?!”. Ну, а потом, с чувством облегчения (да минует наc чаша сия!), можно тут же выпить и закусить quantum satis.

…Не хочу выглядеть ханжой и записным моралистом, поскольку не являюсь ни тем, ни другим, но на мой вкус, устраивать аттракционы в местах, где кто-то пережил смертельный страх, это кощунство. Но до тех пор, пока имеется спрос ”сплясать на чьих-то костях”, будет и предложение. А самое хреновое — это пока будет предложение, не иссякнет и спрос. Такой вот замкнутый круг…

Поделиться
Комментарии