Когда мягкие методы больше не работают

Я считаю, что в вопросе проблемных подростков мы достигли той стадии, когда мягких методов по вовлечению таких детей в спорт, деятельность по интересам, беседы с работниками по защите детства и полицейскими, стало недостаточно. Только в районе Ласнамяэ развита целая разветвленная программа по работе с детьми и подростками из проблемных семей — бесплатный спорт, развивающие игры и лекции, молодежные проекты, регулярная работа с проблемными семьями на уровне управы.

Более того, управа Ласнамяэ выделила специально под нужды молодежной работы квартиру на первом этаже района Раадику, где различные недоходные объединения занимаются с местными детьми. У нас есть молодежный центр, где работают молодые и активные ребята, способные говорить с подростками на ”их” языке.

Словом, спросите, а что мы не сделали, для того, чтобы увлечь проблемных подростков спортом, дебатами, настольными играми и другими развивающими видами деятельности?

Я отвечу. Нам удалось забрать под свое крыло детей в возрасте до 13 лет, но чрезвычайно сложно увлечь подростков в возрасте 14+, которым больше нравится ходить на острию бритвы и играть с законом, нежели регулярно ходить на тренировки или кружки по интересам.

Пора положить конец чувству безнаказанности

Я считаю, что все перечисленные виды молодежной работы надо продолжать и увеличивать их объем. Уверена, что для многим детям из проблемных семей такие занятия могут привить как правила поведения, так и зародить в них интерес к конструктивному развитию. Другой вопрос, как повлиять на тех, кому нравится сбиваться в шайки, угрожать и избивать других людей, воровать, пить, курить и употреблять наркотики.

Во-первых, если все мягкие методы воздействия перепробованы и не дали никакого результата, то нужно сделать так, чтобы у таких ”деток” пропало ощущение безнаказанности и уверенности, что им ничего не будет за их нарушения. Подросток, который ступил на путь преступлений должен понимать, что несовершеннолетний возраст не станет для него индульгенцией, и он может понести реальное наказание. Нынешняя концепция уговоров, убеждений, воздействия, к сожалению, не работает в отношении детей, которые уже преступили красную черту. Поэтому нужно выработать конкретные меры наказаний, которые обязательны к исполнению. В настоящее время самая крайняя мера заключается в том, что решением суда проблемного подростка могут отправить в закрытую спецшколу. До этого момента в арсенале специалиста по защите детства значатся лишь дар убеждения и предложения, добровольно принять участие в той или иной социальной программе.

Во-вторых, работа полиции и местных самоуправлений должна стать более эффективной. В этом направлении уже ведется работа — созываются регулярные круглые столы и обсуждаются конкретные шаги по совместной работе молодежных полицейских и работников по защите детства.

В-третьих, необходимо организовывать специальные курсы для родителей. Практика показывает, что родители часто не справляются со своими трудными детьми — не хватает знаний, времени, силы воли. Особенно остро стоит проблема в неполных семьях.

В-четвертых, эту проблему нельзя замалчивать и огульно обвинять лишь только район Ласнамяэ. Недавний случай в студенческом городке Тарту указывает на то, что проблема подростковых банд — общенациональная проблема, у которой нет национального окраса. В шайках прекрасно сосуществуют эстонцы и русские и находят общий язык. Только говорят они не о добром и вечном.

И наконец, в-пятых, все же нужно помнить, что если ребенок жесток по отношению к другим, значит он глубоко несчастен, и в семье у него неладно. Поэтому я призываю родителей чаще общаться со своими детьми, интересоваться их делами и просто их любить и почаще хвалить. Очень многих проблем можно избежать, если вы будете знать, чем живет ваш сын или дочь.

Поделиться
Комментарии