Вспомнилась байка. Приходят голодные мужики с вилами и топорами к помещичьей усадьбе и кличут: "Выходи, барин!". А тот в это время кофей с коньячком попивает. Вышел он на балкон и, ковыряя в зубах, гаркнул: "Мужики, вам чего?" Вожак бунтарей оторопел: "Чаго-чаго. Да ничаго! Айда, по домам!"

Цель реформы

Каждый раз, когда спрашиваю у сторонников реформы, в чём её смысл, в ответ слышу одно и то же: она поможет молодым русским по-настоящему выучить эстонский язык и увеличит их шансы при поступлении в ВУЗ или трудоустройстве.

На это я задаю встречный вопрос. Отчего же, сливаясь в интеграционном экстазе не то с Евросоюзом, не то с США, у нас не спешат перевести все эстонские гимназии на английский язык обучения?

"Комиссар реформы" — вице-канцлер Министерства образования Кадри Райк реагирует невозмутимо, в стиле нынешнего эстонского истэблишмента, то есть как барон на хуторянина: "А у нас уже есть такие примеры". То есть им говоришь про ВСЕ гимназии, а они нам — про отдельные случаи.

Все годы нам угрожали реформой, но никто не удосужился поинтересоваться мнением самих русских. Впрочем, чего спрашивать у тех, кого решено тихой сапой, добровольно-принудительно растворить в эстонском обществе, в его провинциальной культурности и вульгарной национал-демократической ментальности?

Далее. Не в пример латышским ассимиляторам у нас "русофилы"–центристы предложили растянуть переход на государственный язык обучения на пять лет. Это притупит бдительность русского населения. Когда придёт массовое прозрение, то будет поздно.

Многое нашей властью продумано до мелочей. Представьте, что реформа была бы сегодня отменена. Так, через два-три года обнаружится, что нынешние учителя уйдут на пенсию, а замены им никто предосудительно не подготовил. Хочешь, не хочешь, отдашь детей в эстонскую школу.

Цель перевода обучения на эстонский язык в том и заключается, чтобы превратить русскую школу в эстонскую. И сегодня мало кто обращает внимания на рубеж, которого так добиваются национал-радикалы — 60% предметов на эстонском языке. По закону при таком показателе любая школа в Эстонии становится эстонской!

То есть не в усвоении эстонского языка дело, а в ассимиляции неэстонцев. Кстати, гарантии преподавания эстонского языка в школе на хорошем уровне закреплены за нашим государством самим законом. Но специалисты считают, что в общеобразовательной школе с русским языком обучения изучение госязыка находится на плохом уровне.

Хотя все последние годы русская общественность настаивала на преподавании эстонского языка на таком же уровне, как английского, с которым, кстати, у окончивших русские гимназии нет серьёзных проблем в западных вузах.

И еще одно доказательство лицемерия власти и общества. Проведенные в Таллине исследования профессора Эллу Саар показали, что знание эстонского языка нисколько не прибавляет русскому конкурентоспособности на рынке труда в Эстонии.

Капитулировали все

Нотки покорности и чуть ли не благодарности звучат в приветствии Конституционной партии по случаю Дня знаний — 1 сентября. У "защитников русских" не нашлось ни одного слова, осуждающего реформу, которая подрывает и без того хрупкие подпорки русской общины Эстонии. Зато русские политики выразили надежду на преодоление учащимися предстоящих трудностей.

И это заявляет партия, которая более десяти лет на каждом углу хвасталась тем, что русское образование для неё — приоритет! Впрочем, именно Объединённая народная партия Эстонии (ныне Конституционная) подарила неэстонцам "вожака" русских учителей — Людмилу Полякову, которая получила полгода назад от президента страны орден, и не просто за лояльность, а за методичную подготовку развала русского образования в Эстонии, подавления морального духа русского учительства.

Не отстает и Россия. Гостивший недавно в Таллине начальник Департамента МИДа РФ Александр Чепурин (также как в эфире российского телевидения ещё года три назад высокий российский госчиновник Сергей Степашин), не вникая в суть реформы, наивно смирился с ней, правда, с условием, что не будет допущена ассимиляция. Ну, прямо, как в частушке: "С неба звёздочка упала прямо милому в штаны, пусть там всё бы разорвало, лишь бы не было войны".

В "ту же степь" ведёт местных русских глава Эстонской православной церкви (Московского Патриархата) митрополит Корнилий, показавший непонимание сути реформы. И он думает, что все сводится к обучению эстонского языка.

Русская партия во главе со Станиславом Черепановым давно призывает смириться с этнократией в Эстонии. Не то маниакально, не то депрессивно, она носится с мертворожденным законом о культурно-национальной автономии. Она была бы хоть как-то мыслима при стопроцентном обладании местными русскими гражданства ЭР.

Директорами русских гимназий назначают только тех, кто готов внедрять реформу. Тогда власть готова простить и недостаточное владение госязыком. Если же директор — противник реформы, то знай, он эстонский, как родной, все равно расстанется с должностью. На их место поставят эстонца. Что касается родителей, русскую общественность, то они либо в неведении, либо у них парализована воля — её хватает на то, чтобы выжить. По социально-экономическим показателям русские в полтора — два с половиной раза уступают эстонцам.

То есть после капитуляции в вопросах нашей исторической памяти, русские выкидывают белый флаг и в сфере образования. Оно, как известно, даёт не только знания, но и воспитывает гражданина. И всё бы ничего, да уж больно специфично эстонское государство. Поэтому в местном понимании воспитание означает взращивание лояльности к этой "специфике". А она заключается хотя бы в том, что даже эстонское гражданство не гарантирует инородцу полноценность существования и реальное политическое равноправие.

Не забудем, что в Конституции наше государство названо национальным (rahvusriik)! Потому и выбор прост. Или становись эстонцем, или — лояльным, то есть живи "под" эстонцем. К этому и подводят русское население, которое живет в Эстонии в обстановке тотальной русофобии и антироссийской истерии.

В этом тоже — изнанка нынешней реформы русской гимназии.

Последние из могикан

Это понимали многие. Но не многие оказали сопротивление. Среди смельчаков первыми следует назвать актив не существующей с 1 сентября старейшей в Тарту гимназии — Пушкинской. Это педагоги, попечительский совет, родители учеников во главе с завучем Викторией Неборякиной.

В итоге возникло объединение "Русская школа Эстонии" — сокращенно РУШКЭ. Председатель правления — Валерий Канчуков, ответственный секретарь — Шахля Юсифова из бывшей тартуской Славянской гимназии.

Несколько лет назад в знаменитой Пушкинской гимназии, выпускники которых перфектно владели эстонским языком и успешнее других абитуриентов русских гимназий поступали в ВУЗы, было решено согласно предоставляемому эстонским законом праву перейти на основной язык обучения — русский. За это высказалось подавляющее большинство родителей и попечительского совета.

Но тот же закон допускал такое лишь при согласии местного самоуправления. Оно-то во главе с тогдашним мэром Андрусом Ансипом, а позже — нынешним министром культуры Лайне Янес, стали торпедировать решение гимназии. И не просто голосовали против воли родителей и учеников депутаты Тартуского горсобрания. В ход был пущен весь административно-управленческий ресурс власти.

Не удалось заставить гимназию отказаться от своего замысла, так отдел образования мэрии создал в нарушение закона параллельно второй, послушный попечительский совет, потом уволили директора, учителей, некоторые сами написали заявления.

Валерий Канчуков и компания вышли на государственный уровень. Изучили законы, провели серию встреч с властью, включая министерство образования, которая возглавляла центристка Майлис Репш. В ответ получили обещания, отписки. Людей оскорбительно водили за нос. Заявителей отфутболивали.

Так продолжалось четыре года, пока не было заявлено, что нет смысла добиваться своего — грядёт реформа русской гимназии, и обучение будет переведено на эстонский язык.

Но РУШКЕ не сдавалось. Тогда власть пошла на закрытие гимназии. Столкнули интересы Пушкинской и Славянской гимназии, которые было решено объединить. Стали переманивать учеников — по Тарту распускались слухи, будто набор первоклассников в Пушкинскую гимназию прекращается. Публично лгали о снижении рождаемости среди русских. Дискредитировали активистов РУШКЕ.

И все это делалось по инициативе и при участии власти! Говорят, приглянулось здание Пушкинской гимназии одному крупному тартускому бизнесмену. Есть мнение, что переманивание русских учеников в эстонские школы, кстати, по всей Эстонии, решает не только проблемы финансовой прочности учебных заведений, поскольку деньги государство выделяет "по головам". Есть и такая фантазия: ассимиляция русских через эстонизацию русского образования смягчит демографические проблемы титульной нации.

Но очевидно, что шаг за шагом целеустремленно ликвидируют русское образование.

"Русс, сдавайся!"

Строптивость РУШКЕ проявилась в том, что РУШКЕ поддержало обращение родителей учеников Пушкинской гимназии в административный суд. Юрист Сергей Середенко, известный успешными политическими процессами, составил тексты заявлений, которые на удивление политиков были приняты судом к рассмотрению.

И хотя после ликвидации с 1 сентября Пушкинской гимназии даже самые большие оптимисты разуверились в победе, зато власть показала всю свою русофобскую сущность, неразборчивость в средствах борьбы, свою бесчестность и лицемерие. Непредвзятому человеку очевидна бессмысленность отстаивания местными русскими в Эстонии правды и своих законных прав. И это в стране, входящей Европейский Союз, где кичатся супер-демократией!

Примечательно, что год назад Конституционная партия, "Ночной дозор", "Список Кленского" предложили провести по всей Эстонии сразу после стихийного митинга тартуских гимназистов серию пикетов и собраний в защиту Пушкинской гимназии. РУШКЭ не проявил большого энтузиазма. То ли из-за привычного кабинетного стиля борьбы, то ли интуиция подсказала: уличная политика обернётся против русских же.

Так и случилось в конце апреля в Таллине, когда власть спровоцировала беспорядки, компрометирующие защитников Бронзового солдата, и которые были представлены, как вмешательство России во внутренние дела и выступления местных русских против эстонской государственности.

Если истинной причиной Бронзовых ночей в Эстонии стала завуалированная дискриминация русских, их фактическое неравноправие, то новый русский бунт против деградации русского образования программируется властью уже сегодня.

Ведь образование на родном языке — не блажь, а вопрос сохранения национальной идентичности.

Если власть не оставляет шанса отстаивать свои права легитимно, на основе закона, не собирается менять законодательство для обеспечения реального межэтнического равноправия в Эстонии, то у местных русских не остаётся ничего иного, как, либо впасть в отчаянье и новый русский бунт, либо сдаться и, люмпенизироваться или ассимилироваться (кому как повезёт).

В обоих случаях очевидна вина Эстонского государства, которое желает своего дальнейшего становления на средневековый или языческий манер. Эстонии пора понять, что спокойную жизнь, межэтнический мир ей обеспечит только резкая смена курса — от строительства моноэтнического общества к созданию гражданского общества.

Если этого не произойдет, то многострадальный эстонский народ, натерпевшийся от национального гнета и иноземного унижений на протяжении веков, сама уподобится своим угнетателям в прошлом.

P.S. Недавно президент страны Томас Хендрик Ильвес приводил в пример местным русским свою судьбу: хотя и учился он за океаном на английском языке, но остался эстонцем, а вернувшись на Родину, стал даже президентом.

Странная аналогия. Местным русским намекают: рано или поздно им придётся покинуть Эстонию и вернуться в Россию, чтобы кто-то из них стал её президентом.

Поделиться
Комментарии