Обстановка по обе стороны тюремной решетки напряженная. Никто не знает, чем может закончиться нарастающее противостояние заключенных нововведениям в правилах содержания под стражей. Известно лишь, что недовольство достигло своего апогея и очередной поворот кислородного вентиля грозит перерасти в настоящую трагедию.

Насколько серьезно скажутся на тюремной жизни изменения правил содержания под стражей преступивших закон людей, могут судить только они сами. До конца понять и прочувствовать проблемы заключенного может только сам заключенный или тот, кому довелось провести за решеткой месяцы и годы своей жизни. И в самом деле, вопрос о правах человека, решением суда изолированного от общества, весьма щекотлив. Безоговорочно встать на сторону этой группы людей мы не можем. Впрочем, они этого и не просят, предлагая лишь вынести на обсуждение их точку зрения.

С завтрашнего дня в силу вступает "Закон о тюремном заключении", принятый 14 июня этого года в Рийгикогу и провозглашенный президентом 5 июля. Закон объемный, разъясняющий положение, права и обязанности заключенных, а также администрации тюрем. Конечно, вразумительный законодательный акт требовался, но именно с его появлением вдруг возникли трудности, которые вот-вот грозят перерасти в массовую забастовку за решеткой.

На днях в редакцию газеты "Эстония" обратились представители недовольных заключенных. По словам ходоков, уже завтра населяющие некоторые тюрьмы Эстонии заключенные твердо намерены объявить голодовку по поводу вступающих в силу ужесточений правил содержания под стражей.

"Заключенные не хотят прямого конфликта, а потому главная задача — привлечь внимание общественности к вводимым ограничениям или запретам, которые в процессе могут осложнить жизнь отбывающим тюремное наказание", — уверяли журналистов ходоки от имени тюремной общественности.

Среди всех претензий главными представители заключенных назвали следующие. Во-первых, согласно вступающему в силу закону, из поступающих на личный счет заключенного денежных средств будет удерживаться: 50 процентов на погашение гражданских претензий и 20 процентов на накопление пособия, которое он получит при освобождении. Если гражданских претензий к отбывающему наказание нет, то все 70 процентов уйдут на пособие. Проще говоря, из 100 переводимых на счет крон заключенный сможет использовать только 30. "За решеткой есть люди, которым переводимые деньги и не нужны, но их единицы", — утверждают представители.

Во-вторых, с 1 декабря, пожаловались от имени заключенных ходоки, отменяются передачи и посылки, которые заключенные могли получать от родственников. Хотя в Законе этого правила обнаружить не удалось, но ведь есть и подзаконные акты, и правила внутреннего тюремного распорядка. Следовательно, либо денег в тюрьму родственникам и друзьям заключенных придется переводить больше, либо тюремным сидельцам и от этих маленьких радостей придется отказаться.

Дальше серьезнее. С 1 декабря провинившиеся заключенные будут получать вплоть до 45 суток карцера. А до сих пор срок дополнительного наказания ограничивался 15-20 сутками. Прибавка существенна. "После полутора месяцев карцера человек выйдет совершенно больным, а лечиться в тюрьме трудно. Сказывается отсутствие витаминов и свежего воздуха", — уверяют компетентные ходоки.

По словам обратившихся в редакцию, с 1 декабря заключенные должны быть ограничены и в куреве. Теперь им будет положено не больше 10 пачек сигарет на месяц. С учетом того, что большая часть отбывающих наказания народ курящий, можно себе представить, какой это удар по ним. А объясняется это новое правило очень просто. В места лишения свободы день ото дня все настойчивее пытаются проникнуть наркотики. Проверить каждую приходящую в тюрьму сигарету невозможно. Можно было бы позволить покупать табак в местном магазине, однако, как сказали представители, цены здесь весьма кусачие — порой куда больше, чем на воле — и позволить себе такую роскошь под силу не многим.

О том, что в тюрьмах неспокойно, говорилось и прежде. Несколько месяцев назад в Румму прошли волнения, сообщения о которых угодили в прессу. К счастью, пока "забастовки" заканчивались без особых последствий, но гарантии, что так будет до бесконечности, просто нет.

Проблемы во многом осложняются и тем, что администрация тюрем, которая находится в непосредственном контакте с заключенными, сама связана по рукам и ногам. Пронесшаяся волна сокращения работников тюрем, не имеющих эстонского гражданства, на какой-то момент оголила "передовую". Низкая заработная плата сотрудников, а также взыскания в виде удержаний из зарплаты и, конечно же, психологические нагрузки, провоцируемые опасной работой, — вот лишь малый перечень "прелестей" службы тюремного охранника.

"Забастовка" заключенных состоится. Остается надеяться, что она не перерастет в настоящий бунт за колючей проволокой, и не произойдет ничего страшного. Ведь решать проблемы тюрем нужно, и не только на бумаге, но и в жизни.

Поделиться
Комментарии