Сейчас я студент 2-го курса Тартуского Университета. Будущий учитель. Родился в Нарве в декабре 1980 года, года Московской Олимпиады. В десять лет, будучи октябренком, свято верил в незыблемость и мощь Советского Союза. С радостью ездил в столицу нашей Родины — Москву. С восторгом кричал "ура!" на демонстрациях, понимая, что творилось вокруг ровно настолько, насколько это вообще мог понимать десятилетний ребенок. Слушал по радио Анне Вески, Валерия Леонтьева и Аллу Пугачеву. Играл в войну с мальчишками. Мечтал о собаке, которую назвал бы Звездой… или Искрой, или Стрелкой. Гордился Юрием Гагариным. Во всех играх называл врагов "немцами" и "фашистами". Любил ходить на праздники с флажками и надувными шариками. Любил Ленина и всю нашу огромную Советскую Родину. И уже с завистью смотрел на редких одноклассников, красовавшихся в футболках "Hugo BOSS" и кроссовках "Adidas"; с восторгом и недоумением провожал глазами первые иномарки, так непохожие на родные "Жигули".

Спустя три года я уже знал, что Ленин был "немецким или английским шпионом", Сталин — кровавым тираном, а Брежнев — беспомощным стариком, страдающим провалами в памяти. Взахлеб обсуждал со сверстниками "американские" фильмы, увиденные накануне. Собирал марки и красочные фантики "американских" (все иностранное принято было называть американским) жвачек. Развешивал дома плакаты с изображениями Арнольда Шварцнеггера и получал выговоры в школе за малое количество принесенной макулатуры. До скрипа заслушивал пластинки "Аббы" и "Модерн Токинга" и с упоением подпевал дворовым мальчишкам под гитару "…мы ждем перемен!" Виктора Цоя. Ездил летом в Ленинградский (уже Санкт-Петербургский?) зоопарк и шагал на школьных экскурсиях по древним улочкам Старого Таллинна. Слушал вполуха разговоры взрослых и сводки новостей. Твердо был уверен, что мой дом — Эстония. Не менее твердо знал, что не хочу попасть в Россию — в хаос. И жалел, что не имею родственников в Америке.

Еще три года спустя понимал, насколько продажны, эгоистичны и жестоки были представители высших органов власти Советского Союза. Осуждал действия советских войск, рассказывая на уроках истории о Зимней войне в Финляндии и пакте Молотова-Рибентроппа. Вместе с учителями пытался разобраться в куче откровенно старых, устаревших, новых и новейших учебников, смеясь с одноклассниками над тем, как противоречиво описывают разные издания тот или иной факт. Курил на переменах "Бонд", слушая разговоры старшеклассников о том, насколько хороши были сигареты "Таллин", лет пять назад пропавшие из магазинов. Строил планы насчет поступления в Санкт-Петербургский Университет. Досадовал, что нельзя уже так свободно, как раньше, ездить отдыхать в Пушкин или Петродворец. Не пропускал ни одной экскурсии в Эрмитаж, Русский Музей, с чувством тайного облегчения и гордости показывал синий паспорт на эстонской и российской таможнях. Спорил с друзьями о том, надо ли заставлять взрослых и пожилых людей изучать эстонский. Видел, как старательно учат его отличники. Старался сам. Моим единственным знакомым эстонцем был в то время учитель.

И вот, снова спустя три года, я заканчивал школу. Твердо знал, что документы надо подавать в Тартуский и Таллиннские Университеты. Оставался слегка шокированным после апрельской поездки в Москву на олимпиаду по экономике. Впервые за девять лет побывал в столице России. Впервые за девять лет увидел красоту и мощь этой великой страны. И впервые в жизни понял, что уже не принадлежу ей. Я — не свой. Не русский! Несмотря на единый родной язык, на то, что в жизни своей общался не более, чем с пятью эстонцами, тщетно пытался доказать новым друзьям из Питера, Краснодара, Чувашии, Татарстана, что я — русский. Но в их глазах я так и остался "иностранцем" с легким акцентом и необычными взглядами на жизнь. Кажется, они меня переубедили… Хм… Нерусский в России и неэстонец в Эстонии.

Тем не менее, надеюсь, мое будущее — здесь. Пусть я не имею Родины в большом смысле этого слова, зато у меня есть Нарва. Нарва, более шести веков остающаяся собой. Нарва, которую никогда не отнимут, как отняли когда-то у миллионов детей большую Родину, заменив ее родинами поменьше. Интересно, кстати, наблюдать за взрослением таких детей, равно как и за появлением таких "нарв" — городов-государств, обладающих уникальной культурой и своими неписанными законами… Но сейчас речь не об этом.

Итак, каким я вижу себя в Эстонии десяток-другой лет вперед? А как вообще планируют свое будущее студенты? Многие из нас с готовностью применят свои знания, но… на Западе — в Европе или Америке. Каждый хочет, чтобы его деятельность была оценена по заслугам. Боюсь, этот довод приходится не в пользу Эстонии. А жаль. Я надеюсь, что у будущего Павла Кузнецова, у будущих специалистов республики не будет проблем материальных. Ведь как здорово видеть в работе не только источник дохода, но и средство самореализации, путь к творчеству! Не пытаться найти "халтурку", чтобы, с грехом пополам сдав ее, получить побольше денег для поездки в Эльва на выходные. Странно наблюдать за тем, как интересные люди, компетентные специалисты с высшим образованием устраиваются чернорабочими в Штатах и привозят оттуда деньги несравнимо большие, чем можно получить здесь. Не абсурд ли это?

В будущей Эстонии я хочу заниматься своим делом — быть учителем. И хочу, чтобы каждый занимался своим делом, чтобы не повторялась картина, печально-типичная на сегодняшний день: физик работает коммивояжером, инженер — дворником, бухгалтер — продавцом, юрист — политиком, железнодорожник — учителем, экономист — руководителем криминальной структуры, а сын богатых родителей стоит над всеми этими физиками, инженерами и железнодорожниками. Не могут кухарки управлять государством, а социальные работники подметать пол в уборных. Вернее могут, но коэффициент полезного действия в этом случае будет стремиться к нулю. А это не выгодно ни кухаркам, ни социальным работникам, ни государству, в котором происходит действие:
…Каждой звезде свой неба кусок,
Каждому морю дождя глоток…

(Здесь и далее использованы слова из песен Виктора Цоя).

В моем предполагаемом будущем исчезнут распри на национальной почве. Оценивать специалиста будут по его знанию дела, а не по принадлежности к тому или иному народу.

"Построй дом, посади дерево, вырасти сына", — гласит древняя мудрость. Вырасти сына… Я, как и любой другой, надеюсь, что мой будущий ребенок повзрослеет в здоровом обществе. И его голову не будут забивать безрадостные мысли о маленьком социальном пособии. Не будет мучить совесть за то, что он "сидит на шее" у родителей, чья зарплата оставляет желать лучшего — дескать, Джек Лондон-то с раннего детства зарабатывать начал. Не будет стыдно просить деньги на карманные расходы. Идеальным станет решение, благодаря которому государство найдет возможность обеспечить разношерстную школьную братию работой на время каникул, чтобы каждый с малых лет узнал цену заработанным деньгам и не оставался безразличным, видя, как вандалы поганят чью-то собственность.

А впрочем, мечтать, так мечтать! В Эстонии не будет вандалов. И безработных заодно. Правительство найдет наилучший выход, обеспечив каждого гражданина работой. Не вечно же тысячам здоровых молодых и сильных на бирже стоять! Бюджет государства позволит обеспечить достойные пенсии старикам и пособия нуждающимся. Врачи начнут видеть в каждом пациенте прежде всего Человека, а не потенциальный источник обогащения. Исчезнет бюрократия. Не нужно будет часами стоять в очереди, желая получить ту или иную справку. Да и справки эти перестанут быть кому-либо нужны — "бумажные" дела начнут выполнять с помощью Интернета. Все невостребованные бланки переработают и заново пустят в производство книг. Надо же и лес беречь! Освободившиеся от массы бесполезных бумаг чиновники займутся развитием культуры отдыха. Эстония, как и в конце девятнадцатого века, вновь станет "жемчужиной" Прибалтики. Благодаря огромному наплыву туристов, государство выкупит назад железную дорогу, электростанции и все предприятия, проданные иностранным предпринимателям. Заодно решит проблему сельского хозяйства, предложив хуторянам дополнительную помощь. Молочные, мясные и зерновые продукты, качественные и относительно недорогие, заполнят рынки сбыта соседних государств. Холодные партнерские отношения с соседями превратятся в теплые дружеские, и наши дети смогут одинаково легко отправиться отдыхать как в аквапарк "Серена", так и в Летний Сад. Учителя перестанут искать дополнительные источники дохода (зарплата специалистов достигнет европейского уровня) и полностью отдадут себя школе, которая, в свою очередь, будет выпускать светлых, талантливых и разумных ребятишек. Во как!

И не говорите мне, что все это — еще одни "Новые Васюки". Не поверю. Надо ведь только начать: дать понять всем, что материальное и духовное благосостояние гражданина зависит от здоровья государства. Перестать политикам играть словами, но делать свое дело. Направлять силы людей в нужное русло. Потенциал-то у нас ого-го какой! Но прежде всего, я считаю, надо начать со школ. Да, я повторяюсь, но, на мой взгляд, это главное. Позволить учителям не искать пути дополнительного заработка, а на сто процентов быть учителями: интересно и толково давать знания детям, чтобы те взрослели полноценными гражданами с высоким чувством самосознания и гражданского долга. И тогда самые смелые планы развития Эстонии воплотятся в жизнь. И будут у нас появляться люди, которые "способны дотянуться до звезд, не считая, что это — сон":
Но странный звук зовет в дорогу,
Может сердца, а может стук в дверь.
И когда я обернусь на пороге,
Я скажу одно лишь слово — "Верь!"

Поделиться
Комментарии