Если преднамеренное и повторяющееся причинение вреда человеку, находящемуся в неравном положении — ребенку, молодому человеку, взрослому, — становится т.с. ”обыденным случаем”, включающем унижение кого-нибудь, например, из-за его веса, одежды или увлечений, то взрослые и учащиеся всё быстрее начинают понимать, что так нельзя и нужно как-то вмешаться.

Однако по мере взросления учеников возникают темы, которые часто неудобны даже для взрослых. В таких случаях как сами молодые люди, так и их учителя и родители слишком часто склонны делать вид, что … авось, пройдет со временем. Может быть, кто-то другой вмешается. Может быть, жертва сама всё-таки… уйдет, и тогда издевательства прекратятся.

Под неудобными темами я подразумеваю прежде всего издевательства, обусловленные сексуальной ориентацией, а также, например, расой, национальностью или религиозной принадлежностью.

Сексуальные притеснения: для кого-то чужие заботы, для кого-то — обыденность

Например, в Эстонии сексуальные притеснения изучались еще не слишком широко. Однако фонд ”Школа без травли” (эст. Kiusamisvaba Kool, KiVa) на протяжении двух учебных лет опрашивал учащихся присоединившихся к программе KiVa школ о сексуальных притеснениях. Как показали результаты последнего анонимного онлайн-опроса, проведенного весной 2019 года, по крайней мере одну из трех форм издевательств в связи с физическим и сексуальным контекстом — в устной или физической форме, либо в форме кибертравли — испытывали на себе более 14% мальчиков 4-6 классов и более 9% девочек. Больше всего ребята сталкивались с травлей в устном виде в связи с физической формой и сексуальностью, то есть с неприятными замечаниями и обзыванием.

Насколько нам известно, сейчас такие ценные и необходимые данные могут регулярно и целенаправленно изучать и анализировать только школы, пожелавшие присоединиться к программе KiVa в Эстонии, а также использовать эти данные для дальнейшего осознанного планирования и действий. И мы можем сказать, что за последние два учебных года нам поступило больше запросов и призывов о помощи от школ, чтобы мы помогли смягчить и положить конец травле на сексуальной почве.

Однако в 2018 году Эстонское общество ЛГБТ провело опрос в школах среди ЛГБТ+ учащихся и обнаружило, среди прочего, что в Эстонии почти 70% ЛГБТ+ учащихся подвергались надругательствам и угрозам, то есть психическому насилию из-за своей сексуальной принадлежности, гендерной идентичности или гендерного самовыражения, а почти 80% испытывали презрение и отверженность. По результатам опроса можно предположить, что из трех молодых людей ЛГБТ+ примерно двое в той или иной форме подвергаются в наших школах кратковременным или длительным издевательствам, причем этим ученикам не хватает веры и положительного опыта в том, что работник школы желает ему помочь или может положить конец таким издевательствам. К сожалению, нерешительность или даже страх таких ребят перед взрослыми слишком часто вполне обоснован.

Когда в прошлом учебном году как в Раквере, так и в Ориссааре молодежь ЛГБТ+ стала объектом издевательств, то порой самые болезненные удары ребята получали от взрослых: от родителей или других зрелых граждан, которые под лозунгом защиты одних детей причиняли серьезную боль другим детям.

Когда в последний раз в Пярну и Тарту молодые люди хотели послушать и поговорить о проблемах и радостях учащихся ЛГБТ+, то снова именно взрослые были теми, кто посчитал правильным — вновь оправдывая это защитой одних детей — своими словами и поступками причинить боль другим, столь ранимым юным юношам и девушкам.

Взрослым тоже нужна смелость и ободрение, чтобы вмешаться в травлю

Дети с помощью издевательств пытаются улучшить, например, свое положение в группе, повысить свою самооценку. То же самое со взрослыми.

Учащиеся, которые наблюдают за издевательствами со стороны и не осмеливаются вмешаться, часто осознают, что происходит что-то неправильное, однако опасаются, что в результате вмешательства они сами могут стать следующей жертвой издевательств. То же самое часто случается со взрослыми.

Взрослыми, которые становятся агрессорами и участвуют в травле, принимают ее или смотрят на нее сквозь пальцы, тоже движет давление некой группы, мнение лидера, возможность подняться по иерархической лестнице, подсознательное желание почувствовать себя лучше или необходимость сохранить существующее положение в какой-либо важной для себя социальной группе.

Взрослые тоже беспокоятся о том, что о них подумают другие взрослые. Вдруг какой-нибудь громогласный родитель, влиятельный местный чиновник или желающий занять его место человек начнет спорить, унижать, и тоже издеваться, если мы, будучи учителем или директором школы, матерью или отцом, молодежным работником или простым наблюдателем со стороны наберемся смелости говорить на т.н. ”щекотливые” темы и, например, выскажем мнение, что травля молодежи, относящейся к ЛГБТ+ сообществам или ребят из семьи, исповедующей другую религию, или имигранта абсолютно недопустима.

Не прекращать издевательства вредно для общества в целом

Как показали результаты исследований, издевательства имеют серьезные и потенциально долгосрочные вредные последствия, в первую очередь для жертвы издевательств, но также и для самого агрессора и свидетелей происходящего, поскольку в случае продолжительных издевательства начинает колебаться их чувство безопасности. Поэтому невмешательство и молчаливое принятие издевательств в конечном итоге дорого обходится обществу в целом. Например, шведские активисты по предотвращению издевательств в сотрудничестве со сторонниками выяснили, что травля в школах страны, длящаяся в течение одного года, на протяжении последующих 30 лет будет обходиться обществу в 17,5 миллиардов шведских крон, т.е. примерно в 1,8 миллиарда евро.

К счастью, как показывают исследования, аналитические результаты и открытия ученых во всем мире, в том числе в школах, использующих программу KiVa по всей Эстонии, издевательства можно остановить и уменьшить. Тем не менее, чтобы уменьшить агрессивное поведение и набраться смелости вмешаться, необходимо вести последовательную, терпеливую и систематическую работу над повышением осведомленности, навыками и убеждениями как учащихся, школьного персонала, так и родителей. На основании материалов, подготовленных исследователями из Университета Турку, можно сказать, что в школах следует, среди прочего, осознанно и смело, в виде повседневной составляющей борьбы с травлей, говорить о меньшинствах и принятии, предрассудках и терпимости.

Точно так же кампания министерства социальных дел ”Мы все разные, но мы все люди” направлена на то, чтобы изменить мысли, навыки и убеждения нынешних взрослых. Действия в поддержку ЛГБТ+ молодых людей, кого-либо другого из национальных меньшинств или занимающего неравное положение, должны стать популярными, этим надо гордиться вместо того, чтобы шептаться по углам, почему же он такой… другой.

Поделиться
Комментарии