Илона (имя изменено — прим.ред) из Латвии в поисках работы за рубежом обратилась в латвийскую компанию по трудоустройству Nordic Staff. Получив предложение отправиться на сбор клубники в Голландию с зарплатой брутто свыше 1615 евро в месяц (минимальная ставка для людей старше 22 лет в Голландии), женщина приняла решение уехать, оставив дома двоих детей (младшему 3,5 года). На руки за вычетом расходов на жилье, транспорт и медицинскую страховку ей обещали зарплату не менее 1200 евро. Счет за оформление документов составил 322 евро. Илона заплатила только аванс 125 евро, договорившись, что остаток денег 197 евро перечислит с первой зарплаты.

Реальность оказалось совсем не такой, на какую рассчитывала женщина. Илона ехала собирать клубнику на ставку 10,19 евро/час, но так и не побывала на клубнике ни разу, хотя за месяц сменила несколько работ: занималась сортировкой яблок и груш на заводе, где изготавливают фруктовые пюре, работала в пекарне, испытала на себе все ”прелести” работы на конвейере. И каждый раз почасовая ставка за работу была ниже обещанной.

Плати за все

Сюрпризы начались в первый же день, когда Илону, направлявшуюся на работу в Голландию в компанию Mc Do It BV, сотрудники принимающей стороны поселили в Германии. Приграничный немецкий городок поселочного типа Клеве расположен в ста километрах от места работы, которое действительно находится в Голландии.

”Добираться до работы мне приходится полтора часа, — говорит Илона. — Чтобы начать работу в 6:30, надо выехать в 4:00 утра, в это время нас забирает машина. В договоре не упоминалось, что работа будет расположена так далеко от места проживания. Предполагалось, что мой рабочий день будет длиться с 7:00 до 16:00”.

Предложенное работодателями жилье оказалось похожим на ночлежку для бомжей. Илону и двух других женщин поселили в грязной комнате без Интернета, телевизора и микроволновки, убирать помещение и приводить его в божеский вид ей с соседками пришлось самим. При этом выяснилось, что у офисных сотрудников есть ключи от комнат работников, и они могут зайти туда в любой момент.

Выяснилось, что аренда комнаты обойдется не в 320 евро в месяц с человека, как было обещано при трудоустройстве, а в 360 евро. К этой сумме еще нужно добавить расходы на транспорт и на спецодежду, которую по договору должен был обеспечить работодатель. А

также — внушительную сумму за страховой полис HollandZorg, согласно которому Илоне, если возникнут проблемы со здоровьем, придется ехать к врачу в Голландию за сто километров от дома.

По словам Илоны, деньги, и немалые, представители принимающей стороны дерут за каждую мелочь — залог за ключи от комнаты — 55 евро, за чип регистрации — 15 евро, за рабочую обувь пришлось заплатить 50 евро.

Адская смена

Вскоре всплыли и другие проблемы. На английском, о знании которого Илону спрашивали при приеме на работу, никто не говорит. Из девяти офисных работников фирмы Mc Do It BV только двое на сносном уровне владеют английским, остальные говорят на польском и немецком, на фабриках тоже в ходу в основном польский и немецкий. Помимо этого, Илоне открыто заявили, чтобы по-русски она не говорила, русских поляки не любят.

Худшим воспоминанием для Илоны стал опыт работы в ночную смену на фабрике по производству пластиковых канистр. Ее задача заключалась в том, чтобы в проемы 20-литровых канистр для бензина сложить и засунуть что-то типа небольшого шланга, который не так легко согнуть, а потом сверху надеть полиэтилен с лейблом фирмы, чтобы этот шланг не выпадал.

”Я стояла у конвейера, по которому поставляли на довольно большой скорости эти канистры, и непосредственно передо мной машина горячим ножом обрезала все лишнее сверху канистры и вырезала ручки, за которые их держат. Но машина выдавала брак, вырезала ручку не до конца, и мне сказали, что часть пластмассы нужно выламывать самой. А выломать ее можно, только когда она выходит из-под ножа горячая, это под силу даже не каждому мужчине, — рассказывает Илона. — При этом в цеху сильно воняет пластиком, видимо, из-за каких-то испарений, поэтому все время хочется пить, першит в горле и сушит губы. Конвейер не останавливается ни на минуту, за всю смену мне дали отдохнуть минут 20, один раз отпустили в туалет и два раза бегом попить. Мне порой казалось, что упаду в обморок — так хотелось пить и першило в горле”.

После смены Илона еле оделась, все подушечки пальцев были обожжены, на одном пальце даже содрала кожу вместе с прилипшим пластиком. Потом уже она узнала, что фирма должна была выдать специальные перчатки. После такого женщина отказалась продолжать работать на фабрике.

Остаться любой ценой

Представитель компании Nordic Staff, отказавшаяся назвать свое имя, так прокомментировал ситуацию Илоны: ”Мы связывались с фирмой Mc Do It BV, там подтвердили, что Илона работает по ставке, что была указана в договоре. Чтобы проверить ситуацию, мы попросили Илону прислать нам лист зарплаты. Когда сравним сумму с прописанной в договоре, тогда и сделаем выводы. В Голландии у каждого работодателя своя система: одни платят раз в неделю, другие — раз в месяц. Жилье женщине было предоставлено, она не на улице. Работу мы ей предлагали найти в другом месте, она отказалась, сказала: ”Останусь там, где работаю”.

Сейчас Илона работает на сортировке яблок по два-три дня в неделю, так как фирма не обеспечивает ее работой ежедневно. Спустя месяц она получила зарплату лишь за одну неделю — это 191 евро. Сейчас Илона пытается добиться компенсации от устроившей ее на эти работы фирмы Nordic Staff и закрепиться в Германии самостоятельно без посредников, она уже нашла место в гостиничном секторе.

Жители Эстонии тоже ездят на заработки за границу. Еще несколько лет назад в редакцию периодически обращались люди, пострадавшие, как и Илона, из-за нечестных работодателей.

Однажды ”МК-Эстония” писала об Артеме, который устраивался за 1500 евро на работу на рыбообрабатывающую фабрику в Норвегии. По прибытии в Норвегию мужчине пришлось жить в нечеловеческих условиях в полуподвальном помещении с плесенью и насекомыми и платить 350 евро за койку. Вместо того, чтобы трудиться и зарабатывать, частенько приходилось просто сидеть дома. В итоге зарплата составила за один месяц 500 евро, за другой — 350. С горем пополам Артему удалось сбежать на родину и добиться через Трудовую инспекцию хотя бы 100 евро от работодателя за последний месяц.

Люди знают свои права

На эстонских сайтах с объявлениями о работе сегодня также можно найти много зарубежных предложений. Требуются самые разные работники в Финляндию, Норвегию, Швецию, Германию… Но насколько такие предложения безопасны для соискателей?

В Эстонии подобными проблемами занимается Инспекция труда. Заведующая подразделением коммуникации ведомства Яна Розенфельд говорит, что с каждым годом ситуация становится все лучше, и все меньше работников из Эстонии сталкиваются с обманом при устройстве на работу за рубежом.

”Основная страна, куда жители Эстонии едут на работу, это Финляндия. И с каждым годом ситуация там улучшается, потому что люди знают свои права, знают, куда обращаться и не боятся это делать. У нас идет сотрудничество между странами, с той же Финляндией, например, проводятся совместные рейды, проверяются фирмы. И если замечено, что какая-то фирма обманывает работников, допустим, с зарплатой, то ее ставят на учет и периодически контролируют. Такое же сотрудничество у нас есть и с Норвегией, — отмечает Яна Розенфельд. — Так что в последнее время подобных ситуаций очень мало. По большей части вопросы связаны с налогами. В зависимости от того, где зарегистрирована фирма, в которой работает человек, важно понять, куда будут платиться налоги. Но этими вопросами занимается Налогово-таможенный департамент”.

Сирле Блумберг из MTÜ Living for Tomorrow, на чью горячую линию можно звонить обманутым за границей работникам, также говорит, что с годами звонков от отправившихся на заработки жителей Эстонии становится все меньше, и сейчас их почти нет. За последнее время был только один случай, связанный с работой в Финляндии.

Поделиться
Комментарии