Раньше был целый ряд статей Пенитенциарного кодекса, которые попадали под ограничение. Под залог не выпускали тех, кто обвинялся по статье 89 (преступление против человечности), 90 (геноцид), 96 (применение средств ведения войны против мирного населения), 114 (убийство), 214 (вымогательство), 237 (террористическая деятельность), 244 (нападение на жизнь и здоровье высокого государственного чиновника), 246 (нападение на жизнь и здоровье лица, находящегося под международной защитой), 255 (преступная группировка), 256 (организация преступной группировки) и 405 (организация взрыва).

Как же так? Вроде везде не на шутку встревожены угрозой терроризма, а у нас террористов, убийц, мафиозо и прочих подобных преступников могут выпустить на свободу под залог! Ведь хороших адвокатов и продажных судей у нас хоть отбавляй.

Председатель юридической комиссии Рийгикогу Кен-Марти Вахер и Министерство юстиции успокаивают: отменить ограничения на выпуск под залог во время следствия предложила Коллегия адвокатов, с этим согласилась экспертная группа, куда входили представители адвокатуры, Минюста, прокуратуры и суда.

Насмотревшись американских фильмов и сериалов, можно подумать, что после ареста нужен родственник или друг с деньгами — и до суда можно продолжать наслаждаться свободной жизнью. Но это там. У нас, как заверили несколько адвокатов, с которыми мы проконсультировались, залог применяют крайне редко.

В современной истории судебной практики Эстонии самый крупный залог (в размере 3 000 190 крон) был назначен в 2005 году наркодельцу Жану Глюкманну, но внести деньги не позволил прокурор, опротестовавший решение суда. В конце концов Глюкманн получил 11 лет лишения свободы и просидел под арестом до суда.

В среднем суды удовлетворяют около половины ходатайств об освобождении под залог, но реально деньги вносятся только по каждому второму из удовлетворенных ходатайств.

Полная версия статьи — в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии