Все это ограничено и сейчас, но надо доказывать прямую связь между словом и поступком, а в новом проекте закона такая связь отсутствует, то есть достаточно будет только слова. Есть и конкретный пример — со скандальными футболками Юку-Калле Райда, надписи на которых призывали отправить бывших коммунистов в печь.

Андрес Анвельт (Социал-демократическая партия) говорит, что при рассмотрении любой уголовно-правовой проблемы следует, в первую очередь, исходить из субъективной стороны каких-то конкретных действий.

”Призыв ”в печь!” в отношении конкретных ”коммунистов” задевает политический нерв, но при этом в нем едва ли можно найти прямую связь с реальным отправлением кого-то в печь, — рассуждает Анвельт. — В то же время если на чьей-то футболке был бы призыв убивать, к примеру, какую-то конкретную группу лиц, будь то по расовому, национальному или какому-то иному признаку, то дать оценку такому обстоятельству было бы уже куда проще”.

По мнению Анвельта, в сегодняшней Эстонии очень много ксенофобии и ненависти, особенно в киберпространстве. ”Уже само наличие подобного закона будет служить превентивной мерой в отношении поведения человека в обществе”, — считает политик.

Андрей Коробейник из Партии реформ отмечает, что до сих пор Эстония следовала в этих вопросах примеру Скандинавских стран.

”Вспомним историю 2005 года с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда: несмотря на бойкот датских товаров, многочисленные угрозы авторам и закрытие посольств, ни о каком уголовном деле речи не шло, и за сами карикатуры никто даже не извинился. Более того, годом позже в отставку ушла министр иностранных дел Швеции, закрывшая местный сайт, который эти карикатуры перепечатал”, — напоминает Коробейник.

По его мнению, к ограничениям свободы слова стоит подходить очень осторожно. ”Намерения могут быть самыми благими и первые шаги самыми невинными, но закончиться все может каким-нибудь ”министерством правды”, — предупреждает он.

Лийза Пакоста из партии IRL говорит, что для нее проблема разжигания розни и ненависти — очень болезненная тема, потому что она испытала это на себе.

”Но я все-таки считаю, что у людей должно быть право на самовыражение и свободу слова, хотя мне абсолютно не нравится то, что было сказано в мой адрес. Поэтому нынешние поправки, подготовленные Министерством юстиции, в данной формулировке я не поддерживаю”, — заявляет Пакоста.

По ее мнению, любой законопроект в области уголовного права должен основываться на научных исследованиях и качественном статистическом анализе, а также должны быть тщательно изучены все возможные последствия. ”В данном же случае, на мой взгляд, этого сделано не было”, — заключает она.

Ольга Сытник (Центристская партия) отмечает, что в обществе нарастает недовольство правительством. ”И складывается ощущение, что для защиты своих позиций оно готово покуситься и на такое святое для эстонского общества право, как право на свободу слова”, — полагает Сытник.

Она отмечает, что обсуждаемый законопроект якобы подготовлен по требованию ЕС. ”Но, к сожалению, практика показывает, что очень часто под видом перенятия европейских директив к законопроектам добавляются параграфы, не имеющие к директивам никакого отношения”, — говорит Сытник.

Поделиться
Комментарии