Он отмечает, что директивы ЕС сами по себе не действуют, государство обязано встроить их положения в свое внутреннее законодательство. "Достаточно вспомнить печально известные антидискриминационные директивы, — говорит юрист. — Эстония с грехом пополам и с нарушением всевозможных сроков все же сделала это, и с 1 января 2009 года у нас действует Закон о равном обращении. Правда, и здесь не обошлось без небольшого шулерства".

Мстислав Русаков говорит, что директивы устанавливают смещение бремени доказывания, то есть достаточно заявить о дискриминации, а доказывать, что ее нет, должен уже обвиняемый. Однако в Эстонии решили, что смещение бремени доказывания возможно только в гражданском суде, в административных же судах (там, где в качестве ответчика выступает государство или местное самоуправление) никакого смещения бремени доказывания нет и быть не может.

"То есть если кто-то захочет обвинить в дискриминации частное лицо, то последнее должно постараться доказать, что оно не верблюд. В случае же если обвиняется государство, то пусть жертва дискриминации сама покрутится и вынет и положит все доказательства. Нет доказательств — нет дискриминации. Понятно, что это грубое нарушение правил имплементации директив, но кому это интересно? Это же не сахар, за который могут и штраф наложить", — считает Русаков.

В качестве примера для подражания юрист приводит российское процессуальное законодательство. Там смещение бремени доказывания присутствует в любом споре (не только дискриминационном), если ответчиком выступает государство. "И это понятно — слишком разные весовые категории и надо максимально их уравнять. Возможности административного органа и простого человека несопоставимы", — заключает юрист.

Поделиться
Комментарии