Например, недавно были опубликованы прелюбопытнейшие цифры о размерах мошенничества при уплате налога с оборота (НСО). По расчетам НТД, за 2012 год бюджет недополучил 222 миллиона евро. В той же информации подробно рассказано, сколько и где ревизий проведено, сколько налоговых мошенников поймали, но — поразительно — несмотря на такую работу налоговых служб, недоплата НСО за последние годы не снижается и почти одинакова: в 2010 году — 180 миллионов евро, а в 2011 году — даже 231 миллион. О чем говорят эти цифры и почему их надо анализировать как показатели здоровья нашей многострадальной экономики?

Наверное, не в контроле дело

В теории налогообложения известна ”кривая Лаффера” — графическое изображение зависимости налоговых поступлений от динамики налоговой нагрузки. Американской экономист Лаффер доказал, что после определенной величины налоговых ставок их рост не только не увеличивает, а снижает сбор налогов. У нас как раз и создалась предсказанная ученым налоговая ловушка, в которой оказалась эстонская экономика.

Специалисты знают, что ”оптимум кривой Лаффера” различен для разных стран и зависит от уровня жизни населения. Скажем, в Швеции налоговая нагрузка может быть выше, чем в Турции, а в Австрии — выше, чем в Испании. Что уж говорить об Эстонии, где уровень жизни самый низкий среди стран зоны евро. Потому, когда у нас ставка НСО стала 20% и по этой ставке ввели налог на оборот базовых ресурсов (прежде всего отопление), когда увеличили ставки акциза на электроэнергию и моторное топливо, то можно было с точностью до запятой рассчитать по налоговой теории размер налоговых недоплат.

И мне от всей души жаль работников наших налоговых служб — людей абсолютной честности, ответственно относящихся к делу, которых заставляют реализовать заведомо невыполнимую задачу по стопроцентному сбору НСО. 15-процентная недоплата последних лет обусловлена структурой эстонского бизнеса. Такой процент (по всем расчетам) занимает оборот фирм, для которых полная оплата НСО равнозначна самоликвидации. Их ловят, они закрываются и вскоре возрождаются в той же нише рынка (сохраняя, между прочим, рабочие места). И тем не менее, власть менять налоговую систему не желает.

Государство — не мы, а кто?

Теория и практика европейских стран доказывают, что действующая в Эстонии налоговая модель неэффективна. Основную долю поступлений в бюджет дают два налога: акцизы и НСО. Они в 2013 году (без учета социального налога, который составляет плату в два фонда: Пенсионный и Больничную кассу) должны дать в три раза больше, чем все остальные налоги вместе взятые. Но как бы ни взвинчивали их ставки, в денежном значении размер поступлений от этих налогов расти не будет. Акцизами и ставкой НСО на базовые ресурсы доведен до критического минимума внутренний спрос и обусловлен сложившийся уровень теневой экономики.

Налоговая система (разделившая жителей страны, как в Средние века, на господ, не подлежащих налогообложению, и податное сословие, тянущее на себе груз содержания государства) сорвала резьбу у налогового пресса. Срочно надо часть налоговой нагрузки с плеч людей, живущих от зарплаты до зарплаты, с минимальным уровнем личного потребления, перебрасывать на тех, кто способен накапливать и потреблять явно выше среднего уровня. Разговоры, что у нас бедная страна и наши богатые по характеру потребления не идут в сравнение с обеспеченными слоями ряда других стран (России, например), — лукавство.

Посмотрите каталоги турфирм, поинтересуйтесь продажами автомобилей, мебели, предметов роскоши… Посмотрите ежедневно поступающие в Коммерческий регистр годовые отчеты фирм с указанными в них размерами дивидендов, а после того прочтите данные НТД о медианных зарплатах, пенсиях и пособиях.

Или еще проще: посмотрите на цены привозимых из России спектаклей и концертов. Ежемесячно их с десяток, с ценами на билеты от 30 до 50 евро. Гляньте на это все, а потом поговорим, с кого и сколько брать налогов. Речь не о социальной несправедливости, а об элементарной фискальной логике.

Слово муниципальной власти

Если кто подумал, что речь дальше пойдет о ступенчатом налоге, то зря. Хотя там есть элемент справедливости, но экономического смысла не много. От подоходного налога с физических лиц бюджет получает всего около 8%. Ступенчатость если и добавит к тому 1-2 %, то не позволит решить ни одной из проблем по НСО или акцизам.

Мы говорим о целостном пакете новой налоговой нагрузки на потребление физическими лицами, не только эксклюзивное, но даже просто выше среднего. И нет смысла перечислять круг таких налогов. Во-первых, о них говорено-переговорено. А во-вторых, достаточно поинтересоваться в интернете налоговыми системами стран старой Европы.

Сейчас (перед местными выборами) подходящий момент для политиков заявить о своем видении муниципальных налоговых систем. Чтобы тема попала в круг общественных дискуссий. И хорошо бы перед местными выборами претендентам на муниципальные престолы определенно заявить о своем отношении к профсоюзам. Потому что только сильные профсоюзы способны покончить с теневыми выплатами зарплат (из-за которых, между прочим, больше всего страдают местные бюджеты).

Пока профсоюзное движение реальной поддержки от местных самоуправлений не имеет. И если уж мы заговорили о роли местных властей, то кажется мне, что участившиеся демонстрации против роста цен и за уменьшение налогов на тепло- и энергоресурсы обозначили новый этап отношений власти и городских низов. Несправедливость нынешней налоговой нагрузки, в конце концов, через недоплаты разнесет действующий налоговый пресс. Или его поменяет сама власть.

Поделиться
Комментарии