Лучше всего сформулировал главное направление современной социально-экономической политики нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в книге, ставшей мировым бестселлером (и немедленно после появления переведенной на русский язык) с названием ”Цена неравенства: чем расслоение общества грозит нашему будущему?”. Стиглиц далеко не левый экономист, но прагматик, а потому развивает идеи, суть которых понятна из названия его книги.
И совсем уже абсолютный либерал по взглядам, другой нобелевский лауреат, Пол Кругман в одной из недавних статей по поводу ”греческой трагедии” разразился таким пассажем: ”Несмотря на огромное количество фактов, указывающих, что меры жесткой экономии дали как раз те жуткие результаты, о которых предупреждал базовый учебник по макроэкономике, технократы во власти… продолжают преподносить… лишение рабочих их прав на справедливую оплату труда — как главное лекарство от всех болезней”.
И дальше: ”Тот, кого Европа обычно называет технократом, — это Очень Серьезный Человек, некто, отличающийся своей верой в общепринятую догму независимо от фактов”.
Сколько можно затягивать пояса?
Думаю, читатели легко назовут фамилии наших технократов, долдонящих последние десятки лет о необходимости ”затягивания поясов”, чтобы постоянно быть отличниками по выполнению требований т. н. Маастрихтских соглашений, которые давно уже мало кто из европейских финансистов воспринимает как руководство к действию. Пол Кругман сочувственно цитирует одного из американских экономистов: ”Выступать за экономию — все равно, что доказывать: можно спустить из шарика воздух и при этом не сдуть его”.
Критики политики сдерживания зарплат работникам исходят отнюдь не из этических принципов, а из расчета падения покупательной способности населения, обуславливающего сворачивание производства, ориентированного на внутренний рынок (это почти весь малый и средний бизнес).
Эстония — тому великолепный пример. Объем оптовых продаж по стране в 2013 году двигался с 3248,6 млн евро в I квартале до 3373 в IV квартале. За 2014 год в соответствующие периоды цифры такие: 3171,3 млн евро и 3228,1. А в I квартале 2015 года объем оптовых продаж составил 2846,2 млн евро. Бюджет балансируется за счет роста акцизов и налога с оборота, что дает кажущееся увеличение объема разницы в статистике. Но ”лукавые цифры” статистики в тарелку не положишь.
В какое время дня лучше всего пить кофе?
Почему некоторые люди легко переносят COVID-19: вердикт ученых
Коронавирус покажется сказкой. Билл Гейтс пророчит нечто страшное
В Эстонии опубликовали список побочных эффектов от вакцины Pfizer