"Пользуясь существующим на рынке труда превышением спроса работы над ее предложением некоторые работодатели вынуждают малооплачиваемых работников изменять трудовые договоры в сторону уменьшения рабочего времени, чтобы месячный размер зарплаты оставался в пределах 320 евро (а иногда и меньшей величины). Наиболее хитрые формулируют пункт о рабочем времени примерно так: рабочее время составляет 7 часов в день (или 6, или 5 и т. д.). При этом применяется суммированный учет рабочего времени в пределах 4 месяцев.

Ловушка для хитрецов

Работодатели полагают, что такие формулировки дают им возможность при отсутствии работы занимать людей частично с гарантией месячной оплаты ниже установленного минимума; а когда работы много — занимать работников на большее время, но если среднемесячное рабочее время не превысит 8 часов в сутки, то не платить сверхурочных.

Такой договор в начале года показал мне, например, дворник одного из квартирных товариществ. Ему объяснили, что пока теплая погода, рабочее время у него короткое, а пойдут снег да сосульки — придется работать и по 10 часов, но в целом за зиму сверхурочных у него не будет. Такой договор я видел также у швеи в Нарве и кое-где еще.

Безграмотен все-таки наш малый бизнес. При помощи мало-мальски опытного юриста работники смогут вытряхнуть у таких работодателей по окончании периода суммирования времени немалые суммы сверхурочных, поскольку нормой рабочего времени по каждому конкретному трудовому договору считается не общегосударственный 8-часовой рабочий день, а то конкретное рабочее время, которое указано в отдельно взятом договоре.

И если, для сокращения своих обязательств по месячной зарплате работодатель согласовал с работником рабочее время по 4 часа в день, а на самом деле, за месяц загрузка получилась по 6 часов в день, то по 2 часа ежедневно работник трудился сверхурочно.

Правда, наш закон предусматривает при сверхурочной работе, в первую очередь, отгул и только потом уже полуторную оплату сверхурочных часов. Но в случае с дворником, например, вряд ли возможно отпустить его ”гулять” на пару недель. Значит, придется платить за сверхурочные часы по ставке с коэффициентом 1,5.

А когда работнику нагло предлагают изменить договор фиктивно — работать по 8 часов, а записать в договоре 7 и получать прошлогодние 320 евро вместо уже полагающихся 355 евро — подписывать такое изменение не надо под любым предлогом.

Скользкая тема

Сущая беда в трудовых отношениях — срочные трудовые договоры. Особенно грешат по этой части маленькие торговые фирмы и квартирные товарищества. Даже действующий Закон о трудовом договоре (не очень дружелюбный по отношению к работнику) здесь строг. Срочный договор по духу и букве закона — редкое исключение. Там прямо сказано: ”Трудовой договор на определенный срок можно заключить, если это оправдано причинами, следующими из временного характера работы с определенным сроком”.

И еще закон считает приемлемым договор с определенным сроком для замещения временно отсутствующего работника. Во всех других случаях трудовые договоры должны заключаться бессрочные. Потому, например, все срочные договоры квартирных товариществ с дворниками, бухгалтерами и прочими — противозаконны.

Работник вправе требовать письменной мотивировки заключения срочного договора (что вряд ли возможно на практике) либо спровоцировать проверку Трудовой инспекции (что сделать легче легкого). Стесняться не надо, поскольку за таким договором стоит мелкое жлобство работодателя, стремящегося сэкономить одну или две месячных зарплаты при расторжении трудовых отношений. И уж совсем не надо стесняться любых форм сопротивления, когда предлагают платить часть зарплаты неофициально.

Надо понимать, что при ”черной оплате” работника элементарно грабят. Во-первых, если в единственном месте работы за него платят социальный налог с 1 января нынешнего года менее чем с 320 евро, это означает потерю через два месяца медицинской страховки (потому работник, чья официальная зарплата меньше этой суммы, обязательно должен проконтролировать уплату соцналога, учитывая, что в прошлом году минимальная база для соцналога была 290 евро, и при оплате ”по-черному” на эти изменения соответствующие службы фирмы могут не обратить внимание).

Но как бороться? Что делать при сегодняшнем дефиците рабочих мест? ”Стучать” в налоговый противно, да и не обязательно. Включайте избранных местных депутатов. Они ”настучат” по долгу службы.

Хотя тема ”черных зарплат” непроста и неоднозначна. Разговоры с предпринимателями, отстаивающими свое право платить ”по-черному”, как правило, сводятся к проблеме чрезмерной налоговой нагрузки на труд.

У нас налоговая нагрузка на бизнес составляет более 60% от нетто-зарплаты (как только ее месячный размер превысит 800 евро). Это правда. Как и правда, что экономически немотивированно повышать минимальную зарплату без одновременного повышения необлагаемого подоходным налогом ее размера (с 1 января у нас, по-прежнему, необлагаемый доход 144 евро, что уже меньше 40% от минималки). Но лечение головной боли путем отсечения самой головы — не лучший способ.

В ”черной” зарплате есть явная нравственная нечистоплотность. В конце концов, каждый волен выбирать собственный способ протеста против государственной политики. И если предприниматель счел для себя приемлемым метод ”гражданского неповиновения”, предусматривающий неуплату налогов с его личных доходов, — флаг ему в руки. Плати себе ”по-черному” и расхлебывай в случае чего собственные неурядицы. Но бороться за счет других, зависимых от него людей, подловато. Там более, если реальные доходы господина предпринимателя во многие разы больше средней зарплаты его работников".

Поделиться
Комментарии