Бывший министр экономики, а ныне председатель Союза автоспорта Эстонии и бизнесмен Тоомас Силдмяэ, совершив аварию в пьяном виде, побудил "МК-Эстонию" поднять архивы, с тем чтобы посмотреть, за кем еще из видных деятелей скрываются подобные грешки. Как водится, ничто человеческое бывшим и нынешним политикам не чуждо, и даже неполный список выглядит внушительно. Публикуем подборку наиболее примечательных случаев.

3 мая 2009: Тоомас Силдмяэ в пьяном виде на своем шикарном "Мазерати" врезался в две машины на углу улиц Виру и Айа в Таллинне. В его крови обнаружили 2,6 промилле алкоголя. 50-летний Силдмяэ был министром экономики при Марте Лааре, он является одним из учредителей "Ханзабанка", сейчас занят в сфере гостиничного бизнеса, является председателем Союза автоспорта Эстонии и почетным консулом Испании в Эстонии. Инцидент, кстати, произошел накануне визита в Эстонии короля Испании Хуана Карлоса. Вот так сюрприз от консула!

Сентябрь 2008: Бывший старейшина волости Ания Олав Ээнсалу остался без автомобиля. Ээнсалу несколько раз задерживали, когда он садился за руль нетрезвым. По этой причине старейшина ушел в отставку, а Харьюский уездный суд принял решение конфисковать у него личный автомобиль, лишить водительских прав сроком на три года и назначить штраф в размере 14 700 крон.

Май 2006: Пьяным за рулем попался руководитель Музея оккупации Хейки Ахонен.
Дорожная полиция остановила автомашину, которой управлял бывший диссидент и политзаключенный на 20-м километре шоссе Таллинн-Тарту.

Апрель 2005: Реформисты Пеэп Ару и Тоомас Тейн были задержаны в пьяном виде в одном из таллиннских баров. Депутаты разошлись из-за того, что были не согласны со счетом, они вели себя агрессивно и оскорбляли полицейских, за что и были доставлены в арестантский дом. На следующий день Ару и Тейн покинули парламент по собственной инициативе.

Февраль 2005: Полиция выявила алкогольное опьянение у вице-мэра Таллинна Каупо Реэде. Его машина была остановлена в понедельник утром. Реэде признал, что накануне употреблял спиртное, но сел за руль, поскольку, по его словам, чувствовал себя хорошо.

Февраль 2003: Реформист Игорь Грязин вылетел на своем автомобиле с дороги и застрял в сугробе в Тарту. Полиция установила, что у него в крови было аж 3,84 промилле алкоголя. Сам Грязин выступил с заявлением, в котором признал вину, извинился перед всеми и сказал, что ему стыдно.

Август 2000: На Хийумаа сел за руль в нетрезвом состоянии историк Лаури Вахтре, депутат парламента от партии Союз Отечества и Республики. По его словам, он был выпивши, но не пьян, а за руль заставила сесть срочная необходимость съездить недалеко по семейным делам. Констебль Карла Кильк заявила местной газете, что назначила ему максимально возможный штраф — 4600 крон.

Декабрь 1998: Депутат Рийгикогу Николай Маспанов заснул на встрече членов парламентской комиссии по иностранным делам с делегацией Госдумы России. Злые языки утверждали, что он был пьян. Сам Маспанов заявил, что клевать носом, конечно, некрасиво, но не возбраняется регламентом Рийгикогу.

Апрель 1998: Депутат парламента от Аграрного союза Лембит Арро, который находился в Рийгикогу в пьяном виде, оставил пост зампредседателя фракции и принес извинения депутатам парламента. Арро признался, что, отмечая накануне день рождения, потерял чувство меры.

Апрель 1998: Бывший премьер-министр Андрес Таранд (ныне — депутат Европарламента) находился за рулем в нетрезвом виде и без водительских прав. Таранд признал себя виновным и уплатил штраф 3600 крон.

Декабрь 1997: Член Рийгикогу Виктор Нийтсоо в одном из столичных баров оскорбил иностранца, приставал к официантке, а в завершение помочился прямо в баре.

1997 год: Депутат парламента Кристийна Оюланд села за руль, выпив, как она потом сказала, "какой-то там бокал вина". Алкометр показал, что опьянение составляет 0,5 промилле.

1995 год: В аварию попал бывший министр финансов Март Опманн. Как оказалось, он тоже был нетрезв — в крови нашли 0,8 промилле.

Наша справка:

Промилле в крови среднестатистического мужчины (весом 80 кг) после выпитого алкоголя:

бутылка светлого пива — 0,2 промилле (выводится за 2 часа)
две рюмки водки — 0,5 промилле (выводится за 4 часа)
3 бутылки пива — 0,9 промилле (выводится за 7 часов)
бутылка вина (0,75 л) — 1,3 промилле (выводится за 9 часов)
250 г водки — 1,5 промилле (выводится за 11 часов)

Промилле в крови среднестатистической женщины (весом 55 кг) после выпитого алкоголя:

бутылка светлого пива — 0,4 промилле (выводится за 3 часа)
две рюмки водки — 0,8 промилле (выводится за 6 часов)
3 бутылки пива — 1,5 промилле (выводится за 10 часов)
бутылка вина (0,75 л) — 2,1 промилле (выводится за 13 часов)
250 г водки — 2,5 промилле (выводится за 16 часов)

Источник: Департамент шоссейных дорог

Комментарий

Лаури Беэкман, председатель Союза трезвости "Эстония без алкоголя"

Нахождение в нетрезвом состоянии — это нарушение закона, будь то просто пребывание в общественном месте или вождение автомобиля. Думаю, в этическом плане это фиаско для любого человека. А к политикам тем более особенное отношение, потому что речь идет о публичной фигуре, чья деятельность у всех на виду. Но вот недавно я читал в газете про женщину-врача, которую полиция забрала из больницы, потому что она была пьяна. По-моему, в случае с врачом дело еще серьезнее, чем с политиками.

Если же в пьяном виде попался действующий политик, то, на первый взгляд, решать вопрос о прекращении своей политической деятельности должен он сам. Или его партия, или избиратель, который не будет голосовать за него на следующих выборах. С позиции гражданина могу сказать, что управление автомобилем в пьяном виде — очень серьезное нарушение, ведь тут мы имеем дело с потенциальным убийцей. Ни в коем случае нельзя закрывать на это глаза. Можно и простить, конечно, если человек признает и понимает свою ошибку. Это все-таки не повод, чтобы сразу, окончательно и бесповоротно ставить на нем и всей его карьере крест.

Важно, чтобы политик осознал всю тяжесть вины и подал правильный знак общественности. По идее, каждый имеет право один раз ошибиться, хотя, разумеется, подобных вещей нельзя себе позволять, потому что цена такой ошибки может оказаться слишком высокой. Я могу понять чисто по-человечески, но политики должны осознавать, что их образ жизни (не только политическая деятельность, но и поведение в быту) несет в себе определенное послание общественности. И если это плохой мессидж, то, вероятно, для политики такие люди не годятся.

Поделиться
Комментарии