"О, в Кохтла-Ярве-то мне и надо", — обрадовался я. "150 крон", — назвал цену мой собеседник. "Нет. Давай за 130", — последовал мой ответ. Мужчина, покопавшись в карманах незастегнутой кожаной куртки, вытащил сигарету, чиркнул спичкой и, прикурив, согласился: "Ладно. Осталось только еще пассажиров найти. Пока всего два человека есть".

Потенциальные клиенты толпились на улице. Через 20 минут в Нарву должен был выехать автобус № 900. Народу было много. Вечер пятницы — самое хлебное время для перевозчиков. Студенты, сточившие зубы о гранит науки, возвращались к домашнему очагу, к тарелке вкусного борща, купив билеты заранее. Были билеты и у молодой мамаши с двумя детьми. А вот скучающая блондинка неопределенного возраста в красном пальто на приманку частного извозчика клюнула. "Поехали", — улыбнулась она.

Наш водитель попросил подождать еще минут 10 и куда-то исчез. Я же в это время решил выяснить в кассе, сколько стоит билет до Кохтла-Ярве. К моему удивлению, цена составляла 150 крон. То есть мне изначально предложили поехать не дороже, чем на рейсовом автобусе. По всей видимости, экономический кризис затронул и нелегальных перевозчиков — еще год назад езда с ними, по рассказам очевидцев, стоила гораздо дороже.

"Хорошо помню, как хотел на Иванов день уехать в Йыхви. Билет заранее не купил. Все автобусы переполнены. Мест нет, а домой ехать надо. Повезло, что такие вот "пираты" выручили. Правда, и переплатил им немало — вышло на 80 крон дороже. Но делать-то нечего было. Не пешком же идти", — рассказал нашей газете молодой человек по имени Марк, время от времени пользующийся услугами "черных извозчиков".

"МК-Эстония" решила опросить несколько человек, чтобы выяснить плюсы и минусы нелегального извоза. То, что для одних явное преимущество, для других неприемлемо. "На машине можно доехать на час быстрее", — говорит Михаил. "Никогда к ним не сяду. Они лихачат так, что однажды не впишутся в поворот и разобьются", — уверяет Марина.

Кризис ремесла

Тем временем лысеющий шофер вернулся обратно. Вид у него был довольно грустный. "Может, и не поедем. Желающих мало", — бросил он. На вопрос, сколько рейсов в день он делает, мужчина ответил, что в последнее время редко получается больше одного. "Я и так, как мог, сбросил цену, но у народа сейчас денег нет. В будние дни вообще почти никто не ездит", — пожаловался предприниматель, чей бизнес сейчас переживает кризис, и бросился к подошедшему к скамейке долговязому пареньку с сумкой: "Кохтла-Ярве? Йыхви"? Но парень хотел ехать в Нарву. "Не могу. В Нарву ты один едешь", — печально сказал водитель и снова закурил.

"Так мы поедем или нет?" — начал возмущаться один из нас. На улице дул сильный ветер. Пассажиры мерзли. "Дайте мне еще две минуты", — попросил водитель и сумел-таки найти еще одну клиентку. К его машине мы отправились впятером. Я, блондинка в красном пальто, возмущавшийся мужчина лет 50 в клетчатой куртке, рыжеволосая женщина с двумя пакетами и подошедшая последней молодая девица.

Напротив здания, в котором разместились Департамент гражданства и миграции и Больничная касса, извозчик припарковал свой автомобиль. В Ида-Вирумаа мы должны были ехать на семиместном Ford Galaxy. Народ стал грузить в салон машины свои вещи, а я тем временем, сославшись на срочную необходимость остаться в городе, быстро пошагал обратно к автовокзалу.

Рядом с киоском, в котором голодным пассажирам предлагают хот-доги и гамбургеры, увидел следующую картину. Двое охранников фирмы Securitas вели беседу с высоким мужчиной в дорогом пальто. Разговаривали на эстонском. Я стоял в отдалении и услышал лишь обрывки фраз. "Сейчас пиратов тут нет", — уверяли солидного вида господина секьюрити. Пиратов, надо сказать, на самом деле уже не было.

Как стало известно нашей газете, в последнее время за "автобусных пиратов" (так прозвали нелегальных перевозчиков) взялись всерьез. Отсюда и следует их некоторая осторожность. Так, например, если раньше они внаглую переманивали клиентов из очередей за билетами, то теперь в зал ожидания предпочитают не соваться — есть риск попасть под пресс грозных охранников. И на улице уже говорят гораздо тише, чем раньше.

Однако, по словам директора Таллиннского автовокзала Виктора Орра, "пираты" все равно перевозят до 50 человек в день.

Вся надежда на полицию

"МК-Эстония" решила поинтересоваться у представителей крупных автобусных фирм, как они относятся к этой проблеме. Ведь именно они теряют своих клиентов.

"Больше всего пиратских автобусов, задевающих наши интересы, движется на линии Таллинн — Ида-Вирумаа, — говорит специалист по линиям фирмы Taisto Яан Ландрат. — Отмечу, что в лице автобусного пиратства прежде всего мы имеем дело с теневой экономикой, когда государство не получает налоги. Другая составляющая проблемы — жизнь и здоровье людей, которые садятся в машины нелегальных перевозчиков, подвергаются серьезной опасности, так как техническое состояние их транспортных средств и водительские навыки никто не контролирует".

По словам Ландрата, частично именно из-за деятельности автобусных пиратов фирме пришлось закрыть линию дальнего следования Ремнику-Каукси-Йыхви-Таллинн. Произошло это потому, что каждое утро на вокзале в Йыхви клиентов переманивали "левые" водители. И пассажиры уходили к ним.

"Они предлагают свои услуги только в "дни пик", когда на линиях между большими городами нет отбоя от пассажиров. В тоже время из-за их деятельности могут закрываться автобусные линии, обслуживающие редко заселенные участки", — говорит Яан Ландрат.

Представитель фирмы Taisto также пожаловался, что они передавали полиции номера пиратских автобусов, но пока должной реакции не последовало. По его мнению, полиции следует отнестись к этой проблеме более серьезно, а закон должен предусматривать возможность наказания автобусных пиратов.

По словам верховного комиссара службы по борьбе с экономическими преступлениями Пыхьяской префектуры полиции Рокко Отса, стражи порядка отнюдь не бездействуют. "Полиция обеспокоена деятельностью так называемых "пиратских автобусов" в районе автовокзала. По факту перевозок пассажиров на незаконных основаниях в этом месяце было возбуждено делопроизводство о проступке по статье 372 Пенитенциарного кодекса — экономическая деятельность без лицензии и запрещенная экономическая деятельность. Полиция ведет следствие и проводит работу по сбору доказательств данных правонарушений", — заявил он "МК-Эстонии".

По словам комиссара, многое здесь зависит и от самих людей. "Полиция призывает людей не пользоваться услугами транспортных фирм, занимающимися незаконными перевозками пассажиров и не имеющих на это соответствующего разрешения. Необходимо осознавать, что таким образом пассажир подвергает себя опасности. В случаях нелегального извоза никто не гарантирует пассажиру ни профессиональность водителя такого транспортного средства, ни высокий уровень и культуру обслуживания, ни соблюдение необходимых требований по обеспечению элементарной безопасности пассажиров и других участников дорожного движения", — резюмирует Рокко Отс.

Поделиться
Комментарии