Еще не завершившийся кризис продемонстрировал истинную цену этих "реальных ценностей". Рынок ценных бумаг давно превратился в гигантскую мировую финансовую пирамиду. От полного краха эту пирамиду в ходе нынешнего кризиса спасли астрономического значения денежные суммы, которые вбросили в этот рынок правительства самых богатых стран, эмитирующих валюты. С одной стороны — они спасли мировую финансовую систему от полного развала, но — с другой стороны — еще больше увеличили разрыв между товарами и услугами, которые фигурируют на реальных рынках, и ценными бумагами, которые обслуживают эти рынки.

Чтобы не морочить читателям голову экономическими категориями, зададим вопрос попроще: насколько аргументированы были надежды, что гигантский "МММ" не рухнет в течение жизни хотя бы одного поколения? Организаторы пенсионной системы не могли не понимать, что включаются в большую игру, целью которой было и остается перераспределение производимого в мире продукта в пользу касты фондовых и биржевых спекулянтов. Кое-какие крохи, перепадавшие в ходе такой игры пенсионерам, — только незначительный "сопутствующий продукт". Понимая это, могли ли они — организаторы, предусмотреть возможные риски?

В год перехода к обязательной второй ступени пенсионного обеспечения, профессор Тартуского университета Янно Рейльян издал книгу, где подверг резкой критике всю затею в целом, в том числе и по причине большого риска финансового обвала. Ладно Рейльян. Он в то время находился в политической оппозиции. И как сказал мне тогда же один из сторонников пенсионной системы: если все время говорить, что будет плохо, то когда-нибудь попадешь в "яблочко". Но был более авторитетный пессимист, как никто другой знавший все о финансовых рынках, — Джордж Сорос.

Передо мной лежит только что вышедшая на русском языке его новая книга "Мировой экономический кризис и его значение". Вот что пишет автор в предисловии, упоминая предыдущую свою работу "Эпоха ошибок: мир на пороге глобального кризиса", вышедшую как раз в период развития у нас второй ступени пенсионной системы: "Я тогда оказался прав, что мы имеем дело с чем-то большим, чем кризис на рынке ценных бумаг или пузырем на рынке недвижимости. Не было ошибочным и предположение, что нами достигнут предел кредитной экспансии, превратившийся в сверхпузырь".

И дальше Сорос пишет: "Признать этот факт крайне важно, чтобы понять, где мы находимся и почему нам старую политику не следует проводить?". Наша власть отвечает делом: с 01.01.2011 мы будем проводить в пенсионной системе ту же провалившуюся год назад политику. То есть наступим рано или поздно на те же грабли. Конечно, читать Сороса и многих других специалистов депутаты Рийгикогу не обязаны. Как и руководители финансовых и других государственных служб. Но есть ведь эксперты. Правда, есть еще жадность финансовой олигархии. Она и перевесила любые экономические прогнозы.

Подумать о кооперативах

Но, может быть, риск оправдан, иначе будущим пенсионерам вообще не на что надеяться? У нас только ленивый не знает о "демографической яме", по выходе из которой число пенсионеров вот-вот превысит число работающих, и потому-де возникшая в XIX веке пенсионная система на основе "солидарности поколений" (когда поколения детей кормят поколения родителей) без посредничества финансово-спекулятивных паразитов более не работоспособна. На самом деле эта проблема не сегодня возникла и разрешается она как минимум полвека за счет научно-технического прогресса, обуславливающего рост производительности труда.

Пока еще наша государственная пенсионная система худо-бедно справляется с выплатой пенсий, наполняясь только за счет прямых налоговых платежей, рассчитываемых от заработной платы. А если заставить тряхнуть мошной тех богатеньких, чей доход образуется не только в форме присвоения прибавочного продукта? Если по опыту многих государств "старой Европы" обложить налогами дорогие приобретения, наследство, финансовые и рентные доходы, то можно не только имеющих наглость долго жить пенсионеров прокормить.

В мире накоплен опыт, когда средства пенсионных фондов образуются отнюдь не от спекуляций, а в результате разумной инвестиционной и хозяйственной деятельности, и устроены эти фонды по принципу кооперативов, не имеющих к банкам никакого отношения. Например, популярные у нас отели Канарских островов возникали в начале прошлого века как места отдыха рабочих из Швеции. Одно время за Канарами даже бытовало название "рабочий рай". Применительно же к властям, создающим нашу страховую пенсионную систему, лезут в голову слова Герцена о чиновниках, "не расстраивающих свое пищеварение умственными напряжениями".

Впрочем, то же можно сказать и о всевозможных негосударственных структурах, формирующих общественное мнение. В каких только дискуссиях мне не приходилось участвовать последнее время. Большинство тем крутилось вокруг проблем вроде того: "будет ли жизнь после евро?" или "хороши наши зарплаты или маленькие?". Но заставить авторов обязательного пенсионного страхования реально спорить с противниками почему-то оказывается "слабо". Но время до Нового года еще есть.

Поделиться
Комментарии