Проект закона первый раз довели до общественности на излете прошедшей зимы. Тогда же на него обрушился такой шквал критики, что проект отозвали. Теперь его подштопали и запустили по новой.

Оба варианта показали, что в Минюсте видят основные линии напряжения в КТ, но причины то ли не понимают, то ли не желают в них вникать, и потому никаких конструктивных идей по изменению ситуации нет. Предложенные решения призваны всего лишь упростить управляемость квартирособственниками, не более того. Если закон примут, то, наверное, по судам ходить будут меньше. Но поскольку причины конфликтов останутся и, скорее всего, обострятся, способы их разрешения станут менее цивилизованными.

Правительство нашло гениальный выход, вроде того, как в старом армейском анекдоте военное ведомство нашло решение вопроса о лампасах для полковников: им разрешили нашивать лампасы, как у генералов, но только на кальсоны. Новый закон о КТ внесли для принятия в нынешнем осенне-зимнем парламентском сезоне, но ввести его в действие предлагается с 1 января 2018 года! К тому времени сегодняшний состав парламента (и правительства) благополучно завершит свое существование. Более того, и следующий состав уже пройдет половину положенной ему дистанции, и только тогда ему придется стряхнуть пыль с принимаемого сейчас закона, чтобы решить, насколько он будет соответствовать проблемам КТ 2018 года

Что новенького?

Скандалы в товариществах часто полыхают из-за дремучей невежественности правлений, облеченных доверием общих собраний, поскольку никто из жителей дома, кто поумнее, заниматься делами КТ не хочет. В предложенном Минюстом проекте повысить уровень компетентности правлений предлагается оригинальным способом: функции правления можно будет передавать… нанятой для обслуживания дома специализированной фирме. Прописана целая система ответственности правления обслуживающей фирмы за ведение дел КТ. Возникает и мысль о специальном институте управляющих для КТ (объединенных даже в некую палату).

При этом и в проекте закона, и в пояснительной записке не появляется простая мысль о том, что изначально связь между товариществом и обслуживающей фирмой является связью заказчика и исполнителя, иначе говоря — покупателя и продавца услуг. То есть Минюст предлагает отдать управление овечьими стадами волчьим стаям. Есть в экономике несколько расхожих понятий: одно из них — ”конфликт интересов”; другое — ”управленческая игра с нулевой суммой”. Оба характеризуют отношения покупателя и продавца. Их интересы объективно противоречивы — на сколько выигрывает один, ровно на столько проигрывает другой.

Мало на нашу голову сегодняшнего диктата коммунальных монополий, так предлагают еще отдать управление нашим кошельком в руки того юридического лица, которое напрямую в росте наших расходов заинтересовано. При этом я допускаю, что навязывать жителям дома разного рода дорогостоящие услуги обслуживающие фирмы будут из самых лучших побуждений. Кто станет спорить, обновленный и ухоженный по всем статьям дом лучше неухоженного. Но иногда мы не покупаем костюм от Версаче, а одеваемся в секонд-хенде по той простой причине, что денег нет. Кстати, вполне заслуживает уважения и другая причина: деньги есть, но расходовать их человек предполагает на другие цели, поскольку одежда для него ”двадцатый приоритет”.

Не менее странно предложение Минюста любые финансовые обязательства квартирособственников перед КТ гарантировать обременением квартирной собственности по праву т.н. ”первой руки”. Один из авторов наших налоговых законов, профессор Лассе Лехис в недавнем комментарии к проекту закона о КТ заметил, что такая норма практически аннулирует в Эстонии банковское ипотечное кредитование (поскольку залоговая ценность квартирной собственности для банков исчезнет напрочь). И хотя предлагаемое решение, несомненно, снизит задолженность в товариществах, но это способ лечения головной боли отсечением головы.

На чем растут цветы зла

Беда предлагаемого закона не в конкретных нормах. Можно придумать иные решения, но они не изменят ситуацию, поскольку это тот случай, когда одной перестановкой кроватей в борделе его доходы увеличить не удастся. Все как-то забыли, что довольно долго после приватизации квартир в товариществах царили тишь, гладь и Божья благодать. Острота проблем оказалась прямопропорциональна обеднению населения и многократному повышению стоимости жилья. Бедность — почва, на которой взрастают товарищеские цветы зла.

Убери, например, из действующих законов коллективную ответственность квартирособственников за оплату услуг монополистов — поставщиков тепла и воды, сразу половины проблем в КТ как не бывало. Или: проблему содержания жилья инвалидами, пенсионерами, безработными должны решать точно не КТ. А кто? Ответ на этот вопрос в любой социально-ориентированной стране содержит правовой акт о жилищной политике государства. Один из вариантов решения — создание внебюджетного фонда с обязательными платежами в него (что-то вроде кассы помощи).

Необходимо не создавать в скрытом виде институт ”домового начальства”, а наоборот, демократизировать систему управления, возможно, введя жесткие ограничения по времени пребывания в составе правления. Целый ряд обязанностей должен появиться у местных органов власти, чья ”хата” сегодня не просто ”с краю” от КТ, а отстоит от них на многие километры.

Впрочем, нет смысла серьезно обсуждать закон, который, по сути дела, представляет собой политическое завещание нашей суперлиберальной власти. Нужен социально-ориентированный правовой акт немедленного действия, но его, похоже, никто сейчас ни готовить, ни принимать не собирается.

Поделиться
Комментарии