"После восстановления независимости возникла нужда делать праздничный прием, — вспоминает Ээро Раун, человек, много лет прослуживший герольдом на президентском приеме. — Леннарт Мери был образованным и эрудированным человеком, он хорошо знал, как организовывать такие приемы — его отец был дипломатом и неоднократно устраивал подобные мероприятия еще до войны".

Ээро Раун рассказывает, что во многом мы позаимствовали опыт у финнов, так как многие смотрели их приемы по ТВ. И на основе этого Леннарт Мери и его советники придумали форму, как это может быть в Эстонии. И практически сразу эта форма приема прижилась и спустя 17 лет выглядит практически так же, как и в 1993 году. В начале приема — торжественная речь президента, затем — концерт. После идет церемония рукопожатия, и дальше — свободный прием с танцами и фуршетом.

Первый раз президентский прием показали по Эстонскому телевидению лишь в 1996 году, после этого к торжеству все больше и больше стали проявлять интерес журналисты и публика. Тогда же появилось нововведение — стали приветствовать гостей, называя их по именам. С тех пор — а прошло уже почти 15 лет — на приеме обязательно присутствует герольд (глашатай). Кстати, в этом году будут объявлять и имена спутников приглашенных (до этого объявляли только имена законных супругов).

На протяжении многих лет главным организатором мероприятия был отдел протокола МИД. Лишь в этом году президентский прием будет организовывать канцелярия президента, но на первых порах им будут помогать коллеги из МИД и, возможно, бюро премьер-министра.

Ээро Раун вспоминает, что на первых порах случались казусы, когда люди приходили на прием в пиджаках (хотя был нужен фрак) и чувствовали себя весьма неуютно в такой непривычной обстановке. "Хороший пример подавал Леннарт Мери, который умел носить фрак", — говорит Ээро Раун. Бывало, что и дамы приходили в неподобающих случаю платьях.

Случалось так, что некоторые бизнесмены писали на карточках все фирмы, акционерами которых они являлись, и Ээро Рауну нужно было в течение доли секунды принять решение — что читать, а что нет.

Впоследствии люди привыкли, изучили требования и стали вести себя соответственно. "Мы всегда хотели пригласить как можно больше людей из деревни, — говорит Ээро Раун, — чтобы не только известные и столичные жители могли побывать на приеме у президента. Приглашали в том числе и народных умельцев, и школьников. Для каждого из них, думаю, это было незабываемое событие — все-таки, президент пригласил!"

Герольд говорит, что в среднем число приглашенных на протяжении 17 лет оставалось на одном уровне — 500-600 человек. Рекорд — 800 человек. Многих приглашают из года в год (традиционно это депутаты парламента, например), но есть и такие, кто из года в год на приемы не ходят — как, скажем, Эдгар Сависаар.

Деревенский Карел на "параде пингвинов"

Начальник отдела протокола президента ЭР в 1995-2002 гг. Пирет Салури вспоминает, какие были проблемы с местом проведения приема. "Сначала гости слушали концерт в театре "Эстония", затем надевали пальто и шли в так называемый "Старый Сакала" на церемонию рукопожатия. Очередь была длинной, около часа или дольше люди толклись в вестибюле. Как-то их упорядочить было невозможно. Было ужасно тесно", — рассказывает Пирет.

Пробовали в "Новом Сакала", на так же все было вразнобой, камеры не знали, кого показывать, президент Леннарт Мери был очень недоволен. Говорил, что Эстония должна быть такой же представительной и элегантной, как и другие государства Европы. А что можно сказать, если у нас гости толкаются на лестницах?

Вместе со службой протокола МИД отдел протокола президента стал биться над решением проблемы. "Рисовали планы, высчитывали шаги от одного зала до другого. Было решено — "Эстония", будут задействованы два зала", — говорит Пирет Салури. Каждый раз в плане предстоящего приема президент подчеркивал красным цветом то, что нужно было изменить, и зеленым то, что было хорошо. С каждым годом красного цвета становилось все меньше, пока он не исчез совсем.

Тогда-то на новый уровень вывели и форму одежды гостей. "Фрак или темный костюм. Одежда в народном стиле. Знаки отличия, награды", — значилось в приглашении. Появилось определение "парад пингвинов".

"К примеру, если деревенский житель Карел звонит и сообщает, что не может прийти на прием, потому что лизинг за трактор не выплачен и в такой ситуации не до фрака и вечернего платья для жены, то Карелу позволялось прийти в том, что нашлось в шкафу или сундуке", — говорит Пирет Салури.

Наши на балу

Исполнительный редактор еженедельника "День за Днем" Евгения Гаранжа говорит, что из позитивного ей больше всего запомнился концерт. "Он каждый год разный и каждый раз объединен какой-то идеей, которая впоследствии вызывает очень бурную дискуссию в обществе. Из отрицательных эмоций — в Йыхви были приглашены также наши солдаты, которые получили ранения в горячих точках. И было больно смотреть, как они стоят на костылях в очереди к президенту, было видно, что им эта процедура дается нелегко. Думаю, это можно было бы организовать немного по-другому", — рассказывает Гаранжа.

Евгения для президентского приема сшила два платья — одно она впоследствии еще раз надевала на прием к президенту (больше не было таких мероприятий, куда бы еще можно было надеть платье со шлейфом). Второе — менее вычурное, так что Евгения надевала впоследствии его гораздо чаще, к примеру, на Пушкинский бал.

Владельца BLRT Grupp Федора Бермана президенты аж седьмой раз приглашают на прием, однако в этом году он прийти не смог — уехал из Эстонии. В прошлом он тоже уезжал, в позапрошлом заболел. А вот в 2004-2007 гг. приходил каждый раз.

"Мне больше всего запомнилась торжественность приема, — говорит один из богатейших людей Эстонии. — Особенно я был впечатлен в первый раз. Официоз, большое количество людей, большая честь для каждого приглашенного — президент страны приглашает все-таки!"

Бизнесмен говорит, что смокинг у него был и до приема, так что специально для этого торжества он наряда не искал. Его жена также надела одно из лучших своих платьев и подобрала соответствующие аксессуары, и ей ничего специально покупать не пришлось. Что касается стола, говорит Берман, были разные виды закусок, но ничего особенно ему не запомнилось.

На прием в этом году была впервые приглашена и певица из Кохтла-Ярве Татьяна Михайлова. К президенту она пришла с любимым, певцом Микком Сааром. Специально для приема Таня заказала у знакомой портнихи платье по собственному эскизу в бежевых и золотых тонах, которое охарактеризовала как "скромное".

Пить или не пить?

В начале февраля Эстонский союз трезвости вместе с единомышленниками обратился к президенту Ильвесу с просьбой отказаться от алкоголя на приеме, так как прием — общественно значимое мероприятие, и президент подает пример всему народу. Также представители союза сетовали на то, что алкоголь все чаще становится составляющей ролевых игр среди детей и молодежи, среди последних потребление алкоголя заметно выросло. Однако канцелярия президента за неделю до мероприятия сообщила, что прием нельзя сделать безалкогольным, так как там будут присутствовать представители зарубежных государств, и канцелярия президента при организации приема должна следовать принципам международной дипломатии.

Кризис сказался и на президентском столе — для гостей приготовили 10 200 закусок 24 видов. Однако каждый гость, как сказал шеф-повар ресторана Ribe Евгений Ермолкин, сможет попробовать только 12 видов. Закуски готовили в течение двух дней, часть из них ехала из Таллинна в Тарту на двух машинах Citroen Jumper, оснащенных холодильниками. Часть закусок приготовили в Тарту, в филиале фирмы Frens, которая много лет кормит гостей на президентских приемах.

Поделиться
Комментарии