Уже в 2015 году хочется добиться такого положения, при котором будет восстановлена популяция вылавливаемых видов при сохранении максимального и устойчивого уровня добычи морепродуктов. Это центральные термины новой политики в области рыболовства. Максимальный и устойчивый уровень добычи — это максимальный вылов рыбы, при котором популяция добываемых видов способна самовосстанавливаться и даже увеличиваться, что позволит увеличить добычу в будущем.

Не ловить больше нормы

Именно сокращение рыбных запасов привело к тому, что действовавшая с 2002 года единая рыбная политика не добилась поставленной цели и будет заменена на новую. До сих пор меры по возвращению выловленной рыбы в случае неприемлемо больших объемов улова не приводили к желаемому результату — большая часть возвращаемой рыбы гибла. Чрезмерные мощности рыболовного флота, избыточный вылов и плохая последующая обработка улова — главные причины растраты рыбных запасов. Кроме того, работа в рыбном секторе в прибрежных районах физически тяжелая и плохо оплачиваемая.

Начиная с 2003 года ситуация с рыбными запасами улучшалась: уменьшились биологически безопасные пределы вылова рыбных запасов. В том числе и тех, в отношении которых рекомендовалось полностью запретить лов. И все же в отношении тех видов, по которым существуют надежные данные, вылов превышает на 60% максимальный и устойчивый уровень добычи. В 2010 году было разрешено превышать максимальный и устойчивый уровень добычи не более чем на 23%.

Важное отличие между действующим разрешенным объемом и сберегающим объемом добычи подтверждает то, что решению краткосрочных проблем уделяется больше внимания, чем долгосрочному сберегающему рыболовству. На практике все понятно — рыбаки требуют больших квот, чтобы выжить, и чиновники рыбной промышленности идут им навстречу. В то же время рыбные запасы уменьшаются, и рыболовство быстро движется к коллапсу — рыба в море будет полностью выловлена и не восстановится вовсе, либо будет восстанавливаться очень долго.

В моем понимании новая единая рыбная политика ставит целью к 2015 году восстановление рыбных запасов и удержание объема вылова в сберегающих максимальную популяцию границах, а по некоторым видам рыб — и резкого сокращения промысловых мощностей на ближайшие годы.

Угодить надо всем

Объем вылова должен сократиться на 23% по сравнению в 2010 годом, разумеется, по разным видам рыб квоты будут отличаться. Я сомневаюсь, что, например, популяция угря к 2015 году восстановится в биологически максимальных границах. На данный момент у меня отсутствуют конкретные данные по вылову рыбы в Эстонии, однако на прошедшей встрече с Илоной Епсена (руководитель Западного и Северного отдела рыбной промышленности Еврокомиссии) эстонские чиновники рыбной промышленности чувствовали себя крайне озабоченными в отношении сложности поставленной цели.

Логическая дилемма: если в кратчайшие сроки выполнить задачу по восстановлению рыбных запасов и запретить весь лов рыбы, например, на один год, то банкротство прикончит деятельность всех рыболовных хозяйств, и после восстановления рыбных запасов более некого будет послать в море на промысел. Это не говоря уже о социальном крахе в прибрежной зоне. С другой стороны, продолжая на протяжении долгих лет вылавливать больше, чем море способно восстановить, в конце концов придем к полному вылову рыбных запасов, и острые социальные проблемы все равно появятся. Политиков и чиновников ждет впереди очень сложный поиск взвешенных решений с учетом всех аспектов.

По идее, новая единая политика в области рыбного хозяйства правильная и ставит перед собой благородные цели. Ее цель — использовать морские биологические ресурсы таким образом, чтобы удерживать рыбные запасы на максимальном уровне, что позволит и лов рыбы держать на том же максимальном уровне. В рамках единой политики реализуются принципы осторожного управления рыбными запасами и экосистемного мышления.

По моему мнению, новая политика приведет к многим позитивным изменениям. Теперь мы защищаем не отдельные виды рыб, ограничивая их вылов, а рассматриваем море как единую экосистему. Есть надежда, что начнут отслеживать влияние популяций тюленей и бакланов на рыбные запасы. Позитивно и то, что право принимать решения Евросоюз отдает регионам и странам. С близи видится лучше, и решения на местах принимаются более точные и умные.

По самым оптимистичным прогнозам, максимальный и устойчивый уровень добычи может увеличиться примерно на 70%. Уловы увеличатся примерно на 17%, уровень прибыли можно будет умножить на три, рентабельность инвестиций вырастет в шесть раз, а добавленная стоимость в рыболовной отрасли вырастет на 90%. Если подойти с практической стороны, то следует запастись терпением, потому что для восстановления рыбных запасов потребуется несколько рыбных поколений. Если мы все будем целеустремленно действовать в рамках единой рыбной политики, то непременно добьемся всех обозначенных в ней целей.

Оригинал статьи опубликован на сайте "МК-Эстонии".

Поделиться
Комментарии