Частная сыскная деятельность в Эстонии вне закона, но благотворительность никто не запрещал. Этим и воспользовались бывшие полицейские Ааре Рюйтель и Пеэтер Каарет, которые занимаются поиском пропавших людей.

По словам бывших работников МВД, которые ссылаются на свои источники, за 10 лет в Эстонии пропало около 300 человек. В это же время на кладбищах страны было захоронено около 1000 неизвестных.

По официальным данным полиции, которые были предоставлены "МК-Эстонии", с 2005 по 2009 год в розыске находилось 165 без вести пропавших людей. Глава муниципального предприятия "Таллиннские кладбища" Яак Таэвас сообщил, что с 2000 по 2010 года в Таллинне было захоронено 792 неизвестных человека.

"Мы сосредоточились на случаях пропажи людей, которые могли стать жертвами преступлений — изнасилований, педофилии или продажи на органы", — говорят детективы.

На сайте www.kadunud.ee, который был создан в рамках благотворительного фонда, размещены фотографии пропавших людей, а также преступников и должников. Что примечательно, за информацию о пропавшем человеке сыщики платят деньги — 15 тысяч крон. Оплата будет осуществлена только в том случае, если пропавший будет найден, неважно — живым или мертвым. Также есть второе условие: вина преступника, который был связан с пропажей человека или его смертью, должна быть доказана. "Всегда есть свидетели преступления. За деньги люди более охотно дают информацию", — отмечают сыщики.

Фонд kadunud.ee денег с родственников пропавших не берет. Финансируется организация из собственного кармана детективов. В будущем Рюйтель и Каарет рассчитывают на помощь из европейских фондов.

Трасса — место для преступлений

Как показывает статистика, среди пропавших людей много молодых девушек, которые стали жертвами преступлений на сексуальной почве. "Мы пытались выяснить передвижение насильников. Самым популярным местом, где они орудовали, оказалось шоссе. Именно на трассах под Пярну, Тарту и Таллинном чаще всего пропадали девушки", — говорит детектив Рюйтель.

Один из самых жестоких насильников, который причастен и к пропаже нескольких лиц, — Гунтарс Казикс. По словам детективов, Казикс имеет отношение к исчезновению 17-летней жительницы Тарту Рейли Хуйк. По данным следствия, девушка пропала 14 февраля 2006 года, когда отправилась из Тарту в Эльва на встречу с Казиксом, который предложил ей работу няни. Объявление девушка нашла в интернете.

"Нам нужна любая информация за 14 февраля 2006 года. Если кто-то видел девушку вечером, то мы сможем ее найти. Похоже, что Казикс спрятал ее труп где-то на хуторе около трассы Тарту-Эльва, — говорит Рюйтель, показывая на карту. — Если кто-то видел этого Гунтарса зимой на хуторе под Тарту, то мы ждем любой информации. Это очень поможет следствию. Анонимность гарантирована".

Сейчас Казиксу грозит 10 лет лишения свободы за изнасилования. Если труп Рейли Хуйк найдут, то не исключено, что насильнику дадут пожизненный срок заключения.

Найди, если сможешь

Детективы отмечают, что трудности в поиске людей создают эстонские законы. Возникает абсурдная ситуация: для обработки персональных данных человека надо спросить разрешение у самого пропавшего — можно ли его искать. "Доверенности родственников не хватает, — говорит Ааре Рюйтель. — Закон гласит: а вдруг человек сам хотел пропасть? Ведь у него есть полное право куда-нибудь уехать и при этом никого не оповестить".

Помимо этого, родственников даже не допускают к информации, которая имеется на пропавшего человека. "К сожалению, полиция нам не дает точных данных по местам, по времени года, по возрасту и полу пропавших", — добавляет Пеэтер Каарет.

Для собственного расследования детективы так и не смогли получить в полиции статистику по пропаже людей. "Если бы мы знали, где пропали люди, их возраст, пол, то это облегчило бы нам работу. Например, осенью можно сосредоточить в определенном месте добровольцев, которые будут готовы к поискам в любое время", — говорит Каарет.

Следствие ведут знатоки

Прежде чем преступить к поиску пропавшего, нужно выяснить, было ли против человека совершено преступление. "На месте преступления может быть кровь, свидетели или еще какие-нибудь улики и зацепки", — говорит Пеэтер Каарет.

К социальным сетям детективы относятся скептически. "Одноклассниками" и Facebook’ом мы, конечно, пользоваться умеем, но если против человека было совершено преступление, то это вряд ли поможет", — говорит Каарет.

Кстати, порой на поиски может уйти всего лишь несколько часов. Все зависит от того, при каких обстоятельствах пропал человек. Если он заблудился в лесу, то в этом случае нужно знать местность.

Ааре Рюйтель вспоминает случай, когда они нашли в лесу пожилую женщину всего за три часа. При этом полиция занималась поисками этой дамы уже четвертый день. "Это было около Локса, где большие леса. 80-летняя бабушка пошла за ягодами. Мы взяли карту местности и составили план поиска. Особых вариантов, где искать, не было — с одной стороны находилось болото, с другой — река", — говорит Рюйтель. Бабушку нашли мертвой в два часа дня. Она скончалась от изнеможения ночью. Ведро с ягодами, которое она собрала, было уже пустое. Не исключено, что ее можно было спасти, подключись сыщики раньше.

Ночью поиски человека в лесу ведутся с помощью парапланера и тепловизора — аппарата, который различает предметы по теплоте.

Международное сотрудничество

Проект благотворительного фонда kadunud.ee сейчас активно сотрудничает с прибалтийскими странами и Россией. В Петербурге детективам из Эстонии помогают бывшие участники войны в Афганистане. Для передачи "Жди меня" человека из Эстонии удалось найти всего за три часа. Правда, вот уже как полгода передача с эстонским участником не снимается.

Сами сыщики преступников не задерживают, а лишь передают всю информацию в полицию. В плане международного сотрудничества, по словам детективов, непременно следует развивать отношения. "Был случай, когда в Пярну нашли труп человека. Взяли его ДНК, внесли в международную базу данных. Выяснилось, что этот человек из Белоруссии", — рассказывает Каарет.

Недавно детективы подписали договор о тесном сотрудничестве с коллегами из Литвы. Свою деятельность Пеэтер и Ааре планируют развивать и надеются, что европейские фонды им помогут.

Уфолог: к похищениям причастны НЛО

Уфолог Игорь Волке говорит, что в Эстонии инопланетяне несколько раз забирали людей, но во всех известных случаях похищенных благополучно возвращали на землю.

Игорь Волке уверен, что некоторые исчезновения связаны с неземными цивилизациями. "Когда люди просто пропадают, то это, скорее всего, связано с криминальными структурами. Иногда человека просто продают на органы, но это распространено в Индии и в Латинской Америке", — говорит уфолог.

В контактах НЛО с жителями Эстонии Волке уверен на сто процентов. "Люди, которые рассказывали про инопланетян, были совершенно здоровые, без психических отклонений. С инопланетянами в Эстонии общались как дети, так и взрослые", — отмечает Волке.

Как говорит Волке, читатель может и не поверить всем историям, но иногда о таких вещах говорят совершенно серьезные люди. О контакте с инопланетянами в советское время Волке рассказывали подполковник милиции, капитан МВД, председатель колхоза, а также учителя.

По словам уфолога, сейчас главный вопрос после контакта с внеземными цивилизациями: куда передавать информацию, чтобы сохранить покой и не раздувать панику? "Не пойдем же мы в полицию или к Ансипу, — говорит уфолог. — В целом, я считаю, такие контакты надо развивать, так как они могут быть очень полезными".

Полная версия статьи — в еженедельнике "МК-Эстония"

Поделиться
Комментарии