Все началось с опубликованного Евгенией Каск поста в социальной сети Facebook. В нем она говорила, что из России на реабилитацию в Хаапсалу приехал брат ее молодого человека, Илья Савченко, у которого серьезное заболевание — рак в четвертой стадии. На тот момент у Ильи была ремиссия, то есть новых опухолей в голове не появлялось уже в течение года, но из-за болезни он вынужден передвигаться на инвалидной коляске, так как рука и нога больного обездвижены.

Без гарантий никак

”В пятницу, 29 июля, ему (Илье — прим.ред.) стало плохо, и по всем признакам это было похоже на инсульт. Местный врач осмотрел, выписал направление на МРТ и отправил в мустамяэскую скорую помощь, чтобы его там осмотрели, — написала Евгения. — Когда они добрались до Таллинна и до скорой, ему отказали в помощи и даже не произвели первичный осмотр. Не помогло и направление от врача, и то, что человеку в инвалидной коляске с его диагнозом было плохо. В приемной сказали, что раз вы иностранцы, а они граждане РФ, то платите сначала за все, а потом мы уже посмотрим его”.

Речь шла о сумме около 500 евро. На момент обращения в больницу необходимой суммы с собой не было. У Ильи была обычная туристическая медицинская страховка, которая необходима для въезда в Евросоюз.

”Мало того, что человеку с подозрением на инсульт отказывали в оказании первичной помощи, так еще и совершенно по-хамски разговаривали. Прямым текстом сказали, что он может тут умирать и без гарантийного письма от страховой фирмы они ничего делать не будут, — возмущалась Каск. — Мне кажется, что любой человек понимает, что при инсульте каждая минута на счету! Но нет. Они сказали: либо наличные или карточка, либо гарантийное письмо. Пятница, вечер…”

Родные больного связались со страховой фирмой и предоставили больнице гарантийное письмо. Но выяснилось, что больница принимает гарантийные письма только от трех страховых компаний, и та, в которой был застрахован Илья, не была среди них.

”Связались еще раз с российской страховкой, они организовали подходящее для них письмо. Но в ответ получили то, что бухгалтера на месте уже нет, и они в приемном покое не знают, что с письмом делать и как ”проводить”. Платите деньги! На вопрос о том, что если денег нет, а у тебя оторвало ногу, и тебя привезли в скорую, окажут ли первую помощь, ответ был ”нет”! В приемной эти три женщины орали о том, что у них какое-то распоряжение, чтобы не оказывать помощь иностранцам без оплаты на месте. Что они не хотят потом возиться со страховками, — объясняла Евгения Каск. — В конце они сказали: ”Бесплатно показали нашему дежурному врачу ваше направление, и он считает, что повода для осмотра нет”. Вот так!”

Инсульт и новая опухоль

По словам Евгении, у нее есть инсайдерская информация о том, что в случае оказания помощи пациенту, у которого нет страховки и который не оплачивает услуги на месте, понесенные расходы ложатся на работников больницы. Поэтому, естественно, они не хотят обслуживать пациентов, за которых потом придется платить из своего кармана.

История закончилась тем, что Илью Савченко увезли в Санкт-Петербург. Там ему сделали МРТ, и выяснилось, что у него был инсульт. Кроме того, оказалось, что в голове появилась новая опухоль.

”Из записей видеонаблюдения, а также объяснений сотрудников следует, что пациент обратился сам вместе с сопровождающими в отделение неотложной медицины региональной больницы 29 июля. Работники регистратуры больницы объяснили пациенту и его близким возможности оказания помощи пациенту, учитывая, что он не является гражданином какой-либо страны ЕС”, — комментирует инцидент директор медицинских служб Региональной больницы Иви Нормет.

Она добавляет, что, согласно принятому в больнице порядку, пациент, имеющий частный страховой полис, платит за свое лечение на месте сначала сам, а потом при наличии страховки он может ходатайствовать о компенсации у своей страховой фирмы. Если фирма-страховщик является партнером больницы, то человек из медицинских услуг платит только за визит, а счет посылается фирме-страховщику. Подобная система действует в большинстве стран ЕС.

”В данном случае полис страхования, предоставленный больнице, не был выдан партнером, который заслуживает доверия, а пациент не был готов сам оплачивать услуги лечения, — говорит Нормет. — Региональная больница хочет подчеркнуть, что если в аналогичных случаях есть необходимость в неотложной помощи, то пациенту в первую очередь оказывается неотложная помощь и у него не требуют никакой оплаты услуг до тех пор, пока, по оценке лечащего врача, пациент не будет готов заниматься подобными вопросами”.

Право есть у всех

Как объясняет ”МК-Эстонии” руководитель службы по поддержке здоровья и коммуникациям отдела здравоохранения и коммуникации Больничной кассы Лийз Хинсберг, неотложная помощь — это услуга, которую работник здравоохранения оказывает в том случае, когда отсрочка помощи или вообще ее неоказание может вызвать смерть нуждающегося в помощи или постоянное повреждение здоровья. Решение о необходимости в неотложной помощи принимает медицинский работник (врач или сестра).

”У каждого человека, который находится на территории Эстонской Республики, есть право на получение неотложной помощи. В отделении неотложной медицины услуга здравоохранения бесплатна, и может взиматься только плата за визит — до пяти евро, — отмечает Лийз Хинсберг. — Такая услуга здравоохранения, как скорая помощь, применяется для первичного диагностирования и лечения опасного заболевания, повреждения или отравления. И при необходимости для транспортировки нуждающегося в больницу”.

Представитель Больничной кассы добавляет, что скорая помощь работает круглосуточно и создана для оказания неотложной амбулаторной медицинской помощи за пределами помещений медицинского учреждения.

”Скорая помощь специализируется на оказании услуг здравоохранения при опасном для жизни состоянии здоровья, в том числе в полевых условиях скорая помощь по возможности оказывает всевозможную первую помощь и транспортирует нуждающегося в больницу, — добавляет Хинсберг. — Право получить услугу скорой помощи есть у всех находящихся на территории ЭР людей. Скорая помощь оплачивается из госбюджета через Министерство социальных дел”.

На прямой вопрос ”МК-Эстонии”, является ли инсульт достаточным основанием для того, чтобы оказать пациенту неотложную помощь, невзирая на наличие у него страховки или оплаты, директор медицинских служб Региональной больницы Иви Нормет не ответила. Лишь привела выдержку из закона о том, что считается неотложной помощью.

”Расходы за неотложную помощь оплачивает государство или Больничная касса. Если помощь, оказанную больницей, не оплачивает государство или пациент, расходы на нее приходится покрывать больнице. И это требование никак не обращается против работников больницы”, — утверждает Нормет.

Поделиться
Комментарии