Первоначально обсуждались два варианта реорганизации школ. Первый — это прекращение деятельности обоих образовательных учреждений и формирование на их базе новой школы. Второй — это слияние: Славянская школа ликвидируется и сливается с Русской гимназией. В первом случае городу пришлось бы полностью перестроить систему русскоязычного образования Пярну и выплатить компенсации по сокращению всем работникам, имеющим долгосрочные трудовые договоры, на общую сумму более 4 миллионов крон. Городское собрание приняло решение в пользу второго варианта.


Мы не хотим уходить

"Школа маленькая, классы маленькие, внимание на каждого ученика более чем достаточное, расположена близко от дома, уроки начинаются в 8.30, поэтому давки в автобусах уже нет, — обосновывают свою позицию родители учеников ликвидируемой школы.  — С сентября ситуация изменится кардинально, — хором продолжают они. — Дети из небольшого коллектива попадут в школу, численность учащихся которой будет в четыре раза больше, чем сейчас. Переход вместе со своим классным руководителем — счастье единиц, остальные классы ожидает расформирование. Месторасположение — далеко от дома, добираться до школы — в час пик. Учителя — это вообще больная тема. Мы очень довольны своими педагогами и хотим видеть их в своих рядах и далее. На первом родительском собрании по этой теме городские власти обещали при формировании педагогического состава обеспечить равные конкурсные условиях для учителей обеих школ. Это все слышали. Это зафиксировано и в протоколе собрания".

"В пояснительной записке, представленной нам Горуправой, значится, что "школьный персонал будет отобран из числа работников обеих школ". Все было красиво преподнесено, чтобы не дергались, не паниковали. Мы доверились и спокойно ждали разрешения ситуации. Сегодня Горуправа утверждает, что эти обещания нами истолкованы неверно, ссылаются на юридические тонкости. Видимо, наше спокойствие было необходимо, чтобы провести процесс так, как им это нужно. Почему сразу нельзя было четко сформулировать фразу о том, что учителя обеих школ имеют равные условия при кандидировании исключительно на те должностные ставки, которые освободятся в результате окончания временных трудовых договоров? Во время заседаний в Горуправе представители Отдела народного образования на возражения и предложения попечительского совета кивали головой, но реальный процесс принятия решений проследовать от начала до конца практически невозможно — для этого у нас недостаточно информации о деталях".

"А в Русской гимназии наших учителей не очень-то и ждут. Более того, в процессе отбора персонала возникла, откровенно говоря, враждебная стена. Главный довод администрации — школа не резиновая, все классы перейти целиком вместе со своими классными руководителями не могут, потому как помещений недостаточно. Если не хватает помещений, зачем нас объединять? Создается впечатление, будто мы со своими детьми и педагогами бьемся в двери Русской гимназии, умоляя принять на любых условиях. У нас все было очень хорошо. Теперь просто ужасно! А выхода нет, выбора тоже: стиснем зубы, возьмем белые флаги и поведем своих детей первого сентября в новую школу. Альтернативы нет. Против танка не попрешь".


Спросите у юриста

По поводу первоначальных обещаний о равных условиях для учителей при комплектации школьного штата, вице-мэр Пярну по вопросам образования Маргус Таммекиви с сожалением признает ряд упущений. Изначально четкой формулировки "о равных возможностях" действительно не было. В начале пути объединения Горуправа исходила из не совсем корректного толкования закона о трудовом найме. В ходе процесса реорганизации вопросами трудовых взаимоотношений стали заниматься юристы. Выяснилось, например, что учителя Русской гимназии со ставкой меньше единицы, имеющие долгосрочные трудовые договоры, не должны участвовать в конкурсе при согласии на увеличение ставки до полной, а, следовательно, должности остаются за ними.

"Держа речь на собрании, мы имели в виду равные возможности для учителей обеих школ на вакантные ставки и ни что иное", — объясняет чиновник. По поводу корректности и непредвзятости составления протокола родительского собрания у вице-мэра есть некоторые сомнения: собрание было весьма эмоциональным, а эмоции порой не дают людям адекватно воспринимать и, следовательно, отражать информацию.

Пояснительная записка, представленная родителям и педагогам, была составлена специалистами Горуправы до того, как к процессу привлекли независимого юриста. Детальная формулировка фразы в ней на самом деле отсутствует. Тем не менее, фигурирует ссылка на то, что все действия по объединению будут исходить из эстонского законодательства. На собрании Горуправой был представлен нанятый ею независимый юрист для оказания бесплатной юридической консультации всем работникам обеих школ. "Мне жаль, что наши формулировки вызвали искаженное понимание вопроса, однако мы сделали все возможное, чтобы каждый человек мог бесплатно прояснить свою отдельную ситуацию у профессионального юриста", — подытожил вице-мэр Таммекиви.


Компетентен — значит вооружен

"Главным информационным рупором в школьной среде должен быть директор, вторым — члены попечительского совета", — разъясняет позицию властей вице-мэр. И далее продолжает: "Это те люди, которые имеют право присутствовать на заседаниях Горуправы, участвовать в процессе принятия решений. Их задача — адекватно воспринять информацию и корректно передать ее педагогам, классным руководителям, родителям. Если встает вопрос о недостаточности информации, то следует, прежде всего, обращаться к директору и требовать ее получения".

Маргус Таммекиви в курсе жалоб родителей и педагогов Славянской школы о противодействии руководства Русской гимназии принятию в свой коллектив учителей Славянской школы. Насколько это отвечает истине — судить не берется, однако указывает на тот факт, что директор Русской гимназии Владимир Клевцов приходит на совещания юридически подкованный и апеллирует конкретными ссылками на законодательные акты. Закон наделяет директора школы полномочиями заключать трудовые договоры. Горуправа со своей стороны может искать компромиссные варианты, которые, не нарушая действующее законодательство, помогут трудоустроить максимальное количество педагогов Славянской школы.

"Я не могу сказать, что директор гимназии хорошо настроен на сотрудничество, — с грозной ноткой в голосе говорит вице-мэр.  — Часто директора забывают о том, что школа — это учреждение, находящееся в городском ведомстве, управляемое должностным лицом, которого берет на работу мэр. Часто директора чувствуют себя хозяевами положения, принимают решения, не совпадающие с позицией их начальства. В случаях, когда компромисса не удается достичь путем переговоров, Горуправа как работодатель имеет право письменно уведомить о своей воле. Закон обязывает работника исполнять законные распоряжения работодателя".


А можно было бы пойти другим путем?

В демократическом государстве все имеют возможность высказать свое мнение и пожелание по тому или иному вопросу. Родители, учителя и руководство школы могли выступить против ее закрытия. Но город в своих решениях должен руководствоваться иными соображениями: в данном случае экономически нецелесообразно содержать Славянскую школу с общим количеством учащихся менее 180 человек, когда здание может вместить и 500 учеников. Проект закрытия Славянской школы включен в программу развития системы образования Пярну. По данным Горуправы, властям ни ранее, ни сейчас не поступило ни одного заявления против ликвидации школы.

Два года назад Славянской школе было предложено рассмотреть возможность уместиться на половине площади школьного здания (оно состоит из двух частей). Во второй половине город смог бы разместить Гимназию для взрослых, количество учащихся которой в последние годы настолько увеличилось, что просто не вмещается в свое здание. Деятельность обоих образовательных учреждений велась бы практически автономно, за исключением некоторых помещений для общего пользования (спортивный зал или столовая). Таким образом город решил бы одновременно две проблемы: Гимназия для взрослых обрела бы более подходящий для ее количества учащихся "дом", а Славянская школа с малым составом учеников сократила бы расходы по эксплуатации. Данное предложение обсуждалось на собрании в Горуправе и зафиксировано в протоколе, однако было руководством Славянской школы отклонено.

Весной 2006 года Отдел народного образования выступил с требованием не открывать первый класс, ввиду того что на 2007 год намечена ликвидация школы и незачем приучать малышей к той среде, которой вскоре не станет. Однако по этому поводу поступило много письменных заявлений от родителей, учителей, руководства школы — и чиновники, исходя из прямого решения мэра, были вынуждены пойти на уступки и открыть первый класс. К 1 сентября оказалось, что семь родителей изменили свое решение в пользу Русской гимназии. В итоге в первый класс Славянской школы поступили 13 из 20 первоначально заявленных детей.

Специалист Отдела образования Сильви Мурулаук искренне считает, что именно ежегодное неоткрытие первых классов, постепенное сокращение или перетрудоустройство персонала подвело бы ситуацию к прекращению деятельности школы наиболее плавно. Начинать его следовало бы несколько лет назад. Сегодняшние второклассники или хотя бы первоклассники не стояли бы в настоящее время перед необходимостью смены школьной среды.


Сменить работу или профессию?

Перед этой дилеммой уже сегодня стоит не один педагог Славянской школы.

В последний день апреля учителя и обслуживающий персонал Славянской школы получили предписания от своего руководства о сокращении: одиннадцати преподавателям и всем иным работникам будут выплачены компенсации. Десять кандидатур, на основе проведенного комиссией Горуправы изучения квалификационных характеристик, были рекомендованы директору Русской гимназии для принятия в штат. 4 мая все десять кандидатур были им одобрены. Семь педагогов, работающих на основе временных трудовых договоров из-за несоответствия квалификационным требованиям, компенсации не получат.

Сегодня знание государственного языка ставится на одну ступень со свидетельством об окончании высшего учебного заведения. Без языковой степени специалист не является квалифицированным и может претендовать лишь на заключение временного трудового договора, несмотря на свои профессиональные характеристики по глубине знания предмета и методике обучения. Новое поколение учителей достойный уровень владения госязыком выносят если не из школы, то из университета непременно. "Старая гвардия" педагогов, — а многие из них оказались в Пярну в зрелом возрасте, долгие годы трудились в русскоязычном коллективе, преподавая русскоязычным детям, — часто имеют большие трудности с овладением госязыком. При отсутствии склонности к изучению языков прекрасный преподаватель должен менять профессию, а не продолжать приносить действительную пользу обществу. Такие учителя есть и Русской гимназии, и в Славянской школе. Ранее их интересы не пересекались, теперь они вовлечены в конкурентную борьбу за каждую должностную ставку. Разгар страстей намечен на ближайший месяц, когда будет проходить конкурс на вакантные ставки, возникшие в результате окончания временных трудовых договоров. Если в ходе конкурса не найдется квалифицированных педагогов, должность будет "разыграна" между "неквалифицированными".

"Изучаю эстонский язык с 2001 года, каждый новый "кусочек знаний" осваиваю с трудом. Экзамен пыталась сдать несколько раз, но, к сожалению, безуспешно. В этом году попробую снова: надеюсь наконец-то получить статус постоянного, а не временного работника", — делится своими переживаниями педагог Русской гимназии.

В 2005 году Горуправа выделила Славянской школе 200 тысяч крон для повышения квалификации педагогов, чтобы учителя смогли либо получить дополнительное обучение по специальности, либо повысить знание государственного языка. "При последующей ликвидации школы у преподавателей возникло бы больше возможности трудоустройства, сменив место работы, а не профессию. Ни одной кроны из 200 тысяч не было израсходовано, — сообщает специалист Департамента образования, показывая документ с объяснениями руководства Славянской школы. — Создается впечатление, что либо люди в этом не были заинтересованы, либо эта информация до них просто не дошла".


Имущественный вопрос

В обеих школах есть классы с трудновоспитуемыми детьми, а под крышей Славянской школы занимаются ученики, обучающимися по упрощенной программе. Еще осенью планировалось устроить этих детей в отдельном здании, которое перешло бы в пользование Русской гимназии до 2010 года. Это здание частного учебного заведения, которое освобождается летом в связи с переездом в дом ликвидируемой Славянской школы. Весной Горуправа получила несколько предложений от предпринимателей, заинтересованных в открытии в помещениях этого же самого здания частного детского сада. Недостаток мест в дошкольных учреждениях города и одновременно доход от ренты — хорошее решение проблемы. Город не мог проигнорировать положительные аспекты такого поворота событий и принял решение в пользу частного детского сада. Классы для трудновоспитуемых детей и учеников, обучающихся по упрощенной программе, будут находиться в стенах Русской гимназии. Такой поворот событий еще больше усложнил ситуацию с нехваткой помещений в Русской гимназии. В связи с этим Горуправа вынуждена была ответить отказом на поступившее в марте заявление родителей учеников второго класса Славянской школы о его переходе в Русскую гимназию без расформирования вместе с классным руководителем.


А разгребать все ЭТО…

придется руководству Русской гимназии. К первому сентября необходимо перестроить целый ряд помещений, включая столовую. Умудриться предоставить каждому классу свой кабинет, сохранив при этом первую смену обучения для всех. Составить сетку расписания уроков так, чтобы оптимально использовать персонал. Защитить юридические права учителей и работников Русской гимназии. Выдержать эмоциональный натиск имеющих свою правду учителей и родителей Славянской школы. Создать нормальный рабочий климат внутри пополнившегося коллектива. И… встретить детей, ставших заложниками действий взрослых, с улыбкой, хорошим настроением и добрым сердцем.

Поделиться
Комментарии