А что будет, если это имущество испорчено? Ведь на компьютер можно пролить кофе, форму — порвать, зацепившись за торчащий из стены гвоздь, а дорогой инструмент — уронить с высоты. ”МК-Эстония” выяснила, в каких ситуациях работнику приходится возмещать материальный ущерб, а какие случаи могут сойти с рук.

Один из споров вокруг испорченного имущества работодателя недавно даже дошел до Государственного суда.


Как написала газета Eesti Päevaleht, пару лет назад работавший водителем грузовика Михкель (имя изменено — прим. ред.) съехал в кювет, в результате чего пострадали товар и транспортное средство. Поскольку в момент аварии водитель использовал мобильный телефон, то есть, по сути, нарушал закон, то работодатель, Tallinna Toiduveod, затребовал компенсацию ущерба. Фирма оценила его в 14 840 евро, но с Михкеля была согласна получить 8867 евро.


Водитель не согласился и пожаловался в Трудовую инспекцию. Он посчитал, что сумма ущерба не доказана, кроме того, фирма не выполняла требование по обучению и стажировке водителей-экспедиторов, а грузовик не был застрахован.


В итоге суд постановил, что Михкель должен компенсировать работодателю 1000 евро. Однако Госсуд пришел к мнению, что размер компенсации был уменьшен необоснованно, и направил дело на повторное рассмотрение.


Некоторые идут навстречу


Случаи, когда работник непреднамеренно наносит ущерб имуществу фирмы, встречаются довольно часто.


Например, у Романа украли рабочий ноутбук. Причем в нерабочее время, однако работодатель не взыскал с него материальный ущерб, ограничившись на первый раз предупреждением.


”Я часто что-то делал вне офиса, потому что характер работы это позволял, — рассказывает молодой человек. — Как-то в пятницу я взял ноутбук с собой, чтобы при необходимости иметь возможность что-то делать на выходных. После работы посидели с друзьями в баре, выпили немного. Когда выходили, в толпе в Старом городе у меня выхватили сумку. Догнать вора не удалось”.


Роман все честно рассказал работодателю, в том числе и о том, что был в тот момент не совсем трезв. Но тот отнесся к ситуации с пониманием.


”Несмотря на то, что в трудовом договоре был пункт о материальной ответственности, с меня не взяли ни копейки. Но пре-дупредили, что в следующий раз обойдутся строже, — говорит Роман. — Сама по себе ситуация понятная, обокрасть могут каждого, но в моем случае отягощающим обстоятельством могло быть опьянение”.


Дмитрию, который работает сантехником в крупной фирме, повезло меньше. Поскольку ему часто приходилось ездить по вызову, то рабочие инструменты он возил в багажнике автомобиля. Однажды возникла необходимость отправиться посреди дня с женой на кладбище.


”Мы припарковались у кладбищенских ворот и пошли на могилу. Отсутствовали минут 25, не больше, — рассказывает мужчина. — Когда вернулись к машине, выяснилось, что багажник вскрыли и инструменты украли”.


Ущерб, по словам Дмитрия, составил около 2000 евро. Работодатель войти в положение отказался, Дмитрию составили рассрочку, и он был вынужден выплачивать частями всю стоимость украденных вещей.


Соглашение должно быть письменным


Юрист Трудовой инспекции говорит, что, согласно закону, работник, если нарушает свои обязанности, всегда несет материальную ответственность за имущество работодателя, причем даже в нерабочее время, если это имущество находится при нем. Однако в спорных случаях нужно рассматривать ситуацию комплексно.


”При этом учитывают характер работы, риски, связанные с работой, рабочие условия, степень вины и так далее”, — объясняет представитель Трудовой инспекции.


В статье 75 Закона о трудовом договоре сказано: ”По соглашению о материальной ответственности работник берет на себя не зависящую от вины ответственность за сохранность имущества, переданного ему для исполнения трудовых заданий”.


При этом, согласно закону, работодатель вправе требовать компенсацию только в том случае, если соглашение о материальной компенсации было заключено письменно. И еще один важный момент: как отмечают в Трудовой инспекции, такое соглашение отнюдь не обязательно, требовать от человека подписывать что-то против его воли нельзя. Но даже при наличии соответствующей бумаги работодатель волен не наказывать работника.


Так, по словам пресс-секретаря торговой сети Rimi Катрин Батс, сотрудники их магазинов не несут материальную ответственность за пропавшую тележку и прочий инвентарь, испорченную рабочую форму или товар. Все эти расходы покрывает Rimi. Похожая ситуация и в других торговых сетях.


”Если что-то было украдено, то, конечно же, мы не можем заставлять нашего работника нести за это материальную ответственность. И за то, что рвется рабочая одежда, работник ничего платить не должен, — рассказывает специалист по персоналу AS Prisma Peremarket Айли Пыллу. — Сотрудники несут ответственность только в том случае, если портят что-то намеренно. Но подобных нарушений у нас не случалось”.


Менеджер сети парикмахерских салонов Salon+ Елена Лыхмус тоже говорит, что у них таких инцидентов не было.


”Поскольку у каждого парикмахера свои личные рабочие инструменты (расчески, фены, ножницы и другое), то, соответственно, нет нужды нести за них материальную ответственность. Что касается прочего, до сих пор ничего подобного не случалось, но при необходимости мы будем исходить из Закона о трудовом договоре”, — говорит Елена Лыхмус.


Компенсация, но не штраф


Еще раз повторим: по закону, работник несет ответственность только при наличии своей вины. Сумма компенсации определяется в зависимости от степени вины — был ли это умысел или имела место неосторожность. Причем это должна быть именно компенсация, а не штраф. По словам представителя Трудовой инспекции, штрафовать незаконно.


В законе строго оговорены те вычеты, которые можно делать из зарплаты работника — например, вычитать подоходный налог. Все остальное — только с письменного согласия работника.


К примеру, сотрудник по неосторожности портит рабочий компьютер, пролив на него кофе. Строгого запрета на распитие кофе за рабочим столом в офисе не было, поэтому нельзя трактовать данный случай как нарушение офисного распорядка. Если работодателю из-за порчи компьютера нужно покупать новый и он хочет как-то компенсировать свои затраты, то ему нужно договориться с работником и оформить соглашение письменно.


И, конечно, сумма компенсации должна быть разумной. А уж складываться она может из многих факторов: зарплаты, возможности работодателя, возраста испорченного имущества и даже личных отношений. Условно говоря, если стоил такой компьютер 600 евро, но ему уже несколько лет, то работодатель вправе потребовать компенсацию в размере, допустим, 300 евро, вычитая эту сумму из зарплаты в течение полугода, то есть по 50 евро в месяц.


Если же работник не согласен, то работодатель может обратиться в Трудовую инспекцию (в комиссию по трудовым спорам) либо в суд. В данный момент в комиссии рассматривается семь таких инцидентов.

Поделиться
Комментарии