Историями ловцов виртуальных монстров заполнен интернет, спотыкающихся в самозабвенном погружении людей, причем не только молодых, можно встретить на каждом шагу. Но теракт в Ницце, четыре нападения на мирных граждан за неделю в Германии — от этого уже не отмахнуться, уткнувшись в смартфон, со словами ”это где-то там далеко и нас не касается”.

Все чаще, во время встреч в рамках президентской кампании, меня спрашивают: ”А как мы в своей стране защищены от подобных ужасов?”. А и правда, как? У нас ведь тоже проходят крупные публичные мероприятия с большим скоплением людей — Певческие праздники, концерты с тысячами зрителей. Мы пользуемся общественным транспортом, летаем самолетами, ходим в торговые центры.

Пока что судьба хранила Эстонию от жестокости террористических атак на своей территории, но первый звоночек (в буквальном смысле), связанный с угрозой атаки на Таллиннский аэропорт, уже прозвенел.

Глобальные геополитические изменения, которые теперь уже именуют столкновением цивилизаций, сделали возможным то, что раньше казалось страшным сном. Беда постучалась и в дома эстоноземельцев, чьи близкие оказались убитыми и искалеченными во время теракта в Ницце.

Жители Эстонии, как и остальные европейцы, стали задаваться вопросом, должны ли мы рьяно поддерживать политику открытых дверей для прибывающих в Европу иммигрантов, не пора ли проявить здоровый консерватизм, исходя из присущих общинам Эстонии христианских ценностей, а именно они объединяют живущих здесь эстонцев и представителей других национальностей.

Швеция уже сделала свой вывод и буквально на днях в этой стране вступили в силу поправки, ужесточившие эмиграционное законодательство. Эстонии, согласно решению правительства, в течение двух лет предстоит принять 550 беженцев, людей иной для нас культуры, менталитета, норм поведения.

За разговорами о внешних угрозах, на защиту от которых Эстония исправно выделяет 2% ВВП, а в этом году даже 2,16% (выше этот показатель лишь у США, Греции и Великобритании), мы стали сильно экономить на внутренней безопасности. Так, по сравнению с 2008 годом, число сотрудников Департамента полиции и погранохраны уменьшилось на 25%.

Принятое правительством решение сократить в этом году количество служащих госсектора на 750 человек и сэкономить таким образом 13 миллионов евро, коснется и полиции, и Спасательного департамента. Спасатели бьют тревогу — их ряды, согласно планам, уменьшатся на 120 человек, а значит, будет больше нагрузка на оставшихся, увеличится расстояние от дислоцирования команд до объектов оказания помощи.

Такая ситуация, помноженная на сомнительную административную реформу с главной задачей ”укрупнить” самоуправления, приведет лишь к исходу жителей эстонских окраин.

Особенно это скажется на молодых, которые, в отсутствие перспектив на безопасность, необходимостью ехать за медицинской помощью или элементарной возможностью сдать на водительские права в региональные центры, предпочтут перебраться в столицу. А ведь более-менее равномерное и, желательно, более плотное расселение жителей по территории страны, тем более такой маленькой, как Эстония, это элемент как внутренней, так и внешней безопасности, о которой мы так много печемся.

В свое время Финляндия уделяла этому немало внимания, с соответствующей поддержкой предпринимательства и местной жизни, считая стратегической задачей сохранение населения в масштабах всей страны на случай военных действий или стихийных бедствий.

Так что невольно приходится задуматься о том, надолго ли удастся виртуальной охоте на монстров быть отвлекающей ширмой, ведь ”покемономания” может и закончиться, а реальный мир с реальными угрозами никуда не денется, и нам нужно учиться жить, на уровне государственных структур и гражданского сознания, в новых обстоятельствах, когда запрос на безопасность выходит в приоритеты.

Поделиться
Комментарии