Его торжественно провозгласили на саммите в Гетеборге 17 ноября. Новость об этом особого внимания эстонских СМИ не привлекла. И совершенно напрасно. Долгое время вопросы социальной политики считались внутренним делом каждой европейской страны, и у Евросоюза были весьма ограниченные возможности влиять на политику в этой сфере.

Переломить ситуацию удалось с приходом в Еврокомиссию нового председателя, который стал активно проводить идею общих социальных стандартов в ЕС.

В Европарламенте по этому поводу тоже шли серьезные баталии, когда представители правых и евроскептических партий стремились не допустить установления каких-либо общеевропейских правил игры в сфере социалки. Мне самой приходилось неоднократно выступать в защиту установления общих стандартов, в том числе в качестве репортера Комитета по трудоустройству и социальным вопросам. В конце концов большинство в парламенте приняло позицию сторонников общеевропейских норм.

Европейский стандарт (буквально ”столп” — pillar) социальных прав — это 20 принципов и продекларированных прав, которые разделены на три группы: равные возможности и доступ на рынок труда; достойные условия труда; социальная защита и включение. Там же — и право на достойные зарплаты, и право на здравоохранение, и принцип, поддерживающий баланс между работой и частной жизнью, и борьба с дискриминацией, и т. п.

В практическом плане все государства-члены ЕС обязались соблюдать определенные принципы и правила в социальной сфере.

Еврокомиссия будет мониторить ситуацию в каждой стране и публиковать отчеты, а также предлагать свои рекомендации правительствам, исходя из этого стандарта.

В 20 утвержденных принципов вошло и ”мое любимое” требование о минимальном доходе: ”Каждый, у кого нет достаточных средств, имеет право на минимальный доход, который обеспечил бы ему достойную жизнь от рождения до смерти и эффективный доступ к нужным для этого товарам и услугам. Для тех, кто может работать, выплаты минимального дохода должны быть увязаны со стимулами (ре)интеграции на рынке труда”.

Даже экономические либералы в моей фракции против минимального дохода особо не возражали, потому что это способ борьбы с нищетой. А нищета — проблема прав человека.
В мировом масштабе Европа — регион богатый, но 119 миллионов, то есть каждый четвертый, живет здесь ”под угрозой бедности и крайних лишений”. В Эстонии пару лет назад у черты бедности жил каждый пятый, а среди пенсионеров — чуть ли не каждый второй. Заметно больше бедных было среди русскоязычных жителей, среди семей с детьми и среди одиноких людей, особенно пенсионного возраста.

Есть ли в Эстонии адекватный минимальный доход? Сегодня государство гарантирует семье доход в 130 евро на ее первого члена и 130 евро на каждого ребенка или 104 евро на каждого следующего взрослого. И это при условии, что они экономно живут в скромном жилище.

Что планирует Министерство социальных дел? Во-первых, повысить прожиточный минимум в будущем году с нынешних 130 евро до 140 евро. Во-вторых, отменить семейное пособие по необходимости: вместо этого для совершеннолетних прожиточный минимум вырастет до 168 евро в месяц. Вырастут и детские пособия. Кроме того, благодаря налоговой реформе на руках у небогатых работников будет оставаться больше денег.

Решат ли эти изменения все проблемы? Не думаю. При таком минимальном доходе говорить о достойной жизни от рождения до смерти, увы, не приходится. Минимальному доходу явно есть куда расти, и можно только приветствовать, что теперь Европа станет еще более настойчиво подталкивать нас к его увеличению.

Возникает вопрос: как платить ”гарантированные” деньги, не лишая человека мотивации трудиться? Сегодня все с любопытством ждут результатов эксперимента в Финляндии. Там в рамках пилотного проекта методом тыка выбрали 2000 безработных и стали им платить по 560 евро в месяц с тем, чтобы они не отказывались от временной работы или неполного рабочего дня.

Свой эксперимент начали также в Голландии, где тестируют самые разные схемы выплат, причем часть из них будет делаться без какого-либо обязательства работать. Это — безусловный минимальный доход, то, что в Эстонии стали называть зарплатой гражданина.

Если финны и голландцы смогут доказать, что такие выплаты не плодят социальных иждивенцев, то их применение возможно и в других странах, включая Эстонию. При этом выплачивать минимальные деньги будут не только безработным, но всем и каждому. Судя по всему, Европа движется именно в этом направлении. Лично я не возражаю.

Поделиться
Комментарии