"Статус госчиновника, видимо, не позволил канцлеру права назвать вещи своими именами — налицо признаки полицейского государства", — считает депутат парламента Денис Бородич.

По его мнению, процесс упрощения получения разрешения на проведение слежки получит новый импульс, когда вступят в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, потому что прокуратуру наделят неограниченными правами в решении, проводить ли скрытую слежку или нет, обоснованно ли это и нужно ли оповещать тех, за кем велось наблюдение.

В одной статье обновленного УПК говорится, что судья предварительного следствия единолично принимает решения по всем действиям на стадии следствия, но в то же время оказывается, что прокуратура сама выдает разрешение на слежку и сама же за собой осуществляет надзор, а судья — как альтернативный вариант.

Такая бесконтрольность, считает Бородич, открывает путь к нарушениям. Например, одно из положений модифицированного УПК позволяет вести слежку без разрешения судьи в течение 24 часов. Если в этот период требуемая информация не получена, то и оформлять разрешение не нужно. Другими словами, вы даже не узнаете, что вас прослушивали или отслеживали каждый шаг целые сутки. При этом также нет ограничения на то, сколько раз в месяц или за год можно повторять такие разовые слежки.

Отметим, что несколько лет назад Европейский суд по правам человека критиковал Молдову за то, что там доля слежки в сыскной деятельности достигает 60%. Однако в Эстонии этот показатель еще выше — 66%.

Полная версия статьи — в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии