Началось все с детства. Сначала обшивали кукол вручную. Потом появилась первая детская машинка. Пытались что-то изобразить на ней. Главным мотиватором для меня было то, что моя старшая сестра шила. Я видела, как она это делает и что у нее получается, видела конечный результат. Мне это очень нравилось, хотелось самой попробовать. В результате были изрезаны все мамины новые платья. А уже в десятом классе я сшила себе первую юбку на выпускной.

После школы пошла сначала учиться на швею в четвертый профтех. Там изучали пошив верхней и легкой одежды. Но учебу не закончила, через полгода ушла. Мы с преподавателями не сошлись характерами.

Первый опыт на производстве

После этого, в 1993 году, я сразу пошла работать на ”Балтику” (Baltika Group — производитель одежды — прим. ред.). Месяц побыла в учебном классе. Потом меня посадили за машинку. Сначала шила мешковину для одежды, выточки на пиджаке и всякие мелочи, потихоньку познавала азы и набиралась опыта. Потом чисто для себя стала пробовать другие операции и учиться чему-то новому. На ”Балтике” я проработала 21 год, а общий стаж швеи у меня уже 24 года.

С предприятия пришлось уйти, потому что зарплату сильно понизили. Чаша терпения уже была переполнена. Мы выматывались по полной, но почти ничего за это не получали. На тот момент нам платили минималку — 280 евро. И то, даже это мы не всегда могли заработать. Все зависело от специфики материалов. Вообще зарплата зависит от предприятия, его расценок на материалы, от скорости швеи, от техники, на которой приходится работать. В среднем можно заработать 700 евро. Рабочий день стандартный — 8 часов.

На ”Балтике” у швей есть категории по уровню сложности работы. И чем выше категория, тем, соответственно, выше зарплата. Там, где я сейчас работаю, категорий нет, мы все в равных правах.

С начальством и коллегами мне в целом повезло. Хотя бывало, что у кого-то работу, грубо говоря, отнимали, кому-то давали больше. Из-за этого возникали конфликты между работниками, были завистники.

Не мужское это дело

Среди швей есть как молодые девушки, так и женщины пенсионного возраста. Тут ограничений нет, хотя молодых сейчас все же меньше. На ”Балтику” иногда приходили и парни, но надолго не оставались. То ли их женский коллектив задавливал, то ли зарплата не устраивала. Мужчины чаще идут в портные, занимаются индивидуальным пошивом. Там у них уже больше простора для творческого полета.

Мужчины вообще не любят однообразный труд. А швея по 8 часов сидит за машинкой, не разгибаясь, и монотонно выполняет одну конкретную операцию. Это очень тяжело. Больная спина и позвоночник, головные боли, испорченное зрение — это все наши профессиональные заболевания. А самое главное качество, которым швея должна обладать, — это терпение. Мужчинам его обычно не хватает.

Никаких курьезных случаев я припомнить не могу. Рукава к брюкам мы не пришивали. Обычно ошибки видны сразу, и по ходу работы их можно исправить. Иногда, правда, за такие провинности некоторых лишали премии.

Бывало, что люди нечаянно прошивали себе пальцы на машинке. Но на производстве был медпункт, и их сразу туда отправляли. Иногда от болевого шока люди теряли сознание. Тогда приводили в сознание нашатырем.

Об эстонских брендах

Заказы к нам приходят через руководство, мы сами с заказчиками не общаемся. На ”Балтике” заказ делает магазин.

Бренды, которые выпускает ”Балтика”, — это всем известные Mosaic, Baltman, Monton и Ivo Nikkolo. Шьются они в основном в Эстонии, но кое-что заказывается и в Китае. Раньше китайское качество было не особо хорошее, но сейчас стало чуть лучше.

Трикотажные изделия шьются также в Латвии и Литве. Поскольку ”Балтика” специализируется на верхней одежде и легких платьях, с трикотажем они не работают.

Сейчас ”Балтика” выкупила еще акции магазина Bastion, раньше он не относился к ней.
Baltman и Ivo Nikkolo считаются брендами более высшего класса. Для их коллекций используются натуральные ткани: шелк, шерсть, вискоза. Соответственно, это более дорогие вещи. Mosaic и Bastion — это средний класс. Monton тоже к среднему классу относят, но там более молодежное направление.

Качественную вещь в магазине на глаз никак не отличишь. Единственное, что можно посмотреть, — это ровно ли прошиты строчки, слабый или сильный стежок. Если слабый, то швы разойдутся быстро. По опыту скажу, что некачественные вещи попадаются во всех магазинах. Бывают и брендовые вещи не совсем хорошего качества. А на том же рынке иногда попадаются вещи с высоким качеством.

Но я предпочитаю не покупать одежду на базаре. Это не принципиальная позиция, просто мне этот вариант не подходит. А из магазинов мне нравится тот же Mosaic и Zara. У них одинаковый уровень качества.

Сейчас определенно выгоднее одежду покупать, чем шить самим. Нынешние цены на материал очень кусаются. Готовая продукция получается дешевле, чем материал и работа мастера.

О повышении квалификации

Заканчивать сейчас начатую после школы учебу для меня нет смысла, так как я все равно буду заниматься тем же самым. Точно так же буду сидеть за машинкой, и наличие ”корочек” об окончании никакой роли в данном случае не играет. Меня отправляли на курсы от биржи, пока я была без работы. Но преподаватель удивился, зачем мне эти курсы при моем опыте. В процессе работы сам учишься, чувствуешь, что тебе нужно, и пытаешься освоить новые материалы, модели, технику.

Сейчас я занимаюсь пошивом детской верхней одежды: курток, комбинезонов, брюк. Это не сложнее, чем шить одежду для взрослого человека. Все зависит от спецтехники, которой сейчас очень много и за которой, кстати, тоже надо уметь следить. Ее надо чистить, менять масло, чтобы она не подводила в неподходящие моменты.

О востребованности

Сейчас работы для швей предлагается много, но она плохо оплачивается. А чтобы открыть свое ателье, мне нужно больше опыта по крою. Для этого нужно отдельное образование, надо уметь кроить, составлять лекало (трафареты). Это отдельная сфера и сложный бизнес.

За границей швеи тоже требуются, но и там эта работа не высоко ценится. Да и уезжать я не думала, семья ведь здесь.

Раньше я шила много для себя и близких. Сейчас уже почти не занимаюсь этим. Если надо, то, конечно, могу сшить все что угодно. Хоть брюки для мужа, хоть шторы на окна, хоть чехлы для фортепиано.

В целом труд швеи тяжелый. Раньше говорили, что это ”легенькая промышленность”. Совсем она не легенькая.

Поделиться
Комментарии