История, в которую попал сварщик Дмитрий Асеев, тянется почти год. В ноябре 2012-го его работодатель, руководитель фирмы SGA Production Андрей Криворука подписал бумагу о прекращении трудового договора с ним на основании статьи 89 пункт 2 — то есть по сокращению.

”Всех остальных он оформил по собственному желанию, сказав: ”У вас, дураков, ума хватит пойти жаловаться!” На руки им, тем не менее, был выдан приказ о сокращении — чтобы предоставить его на биржу. Таким образом, по одной и той же ситуации было два разных документа — для разных инстанций”, — рассказывает Дмитрий.

По его словам, деньги работодатель обещал выплатить двумя частями. Но к указанному сроку своей зарплаты он не увидел — поступило лишь 400 евро от другой фирмы, Fercon OÜ, с пояснением ”от SGA Production”. Тогда мужчина подал заявление в Трудовую комиссию.

”Узнав об этом, Криворука 1 декабря, решив, видимо, мне насолить, отправил письмо в Кассу по безработице с сообщением о том, что фирма пересмотрела причину расторжения трудового договора со мной, и договор был расторгнут по статье 85 пункту 1. Вероятно, надеясь, что те лишат меня компенсации”, — говорит Асеев.

Однако Касса по безработице не принимает во внимание подобные письма спустя три недели, и никаких последствий для Дмитрия не было.

Асеев отмечает, что Криворука также звонил ему и угрожал: если не заберешь заявление из Трудовой комиссии, подам в суд и повешу на тебя весь брак. ”Мол, денег достаточно для этого. Я спросил: ”Почему тогда просто не заплатить работникам зарплату?” Ведь, кроме меня, он кинул еще семь человек, — рассказывает Асеев. — Однако он их шантажировал: заберете заявление из ТК — заплачу, не заберете — не заплачу. В итоге 3 декабря Криворука перевел деньги тем, кто забрал заявление, или о чьих заявлениях он еще не знал”.

Дмитрий забирать заявление не стал, и Криворука направил в Трудовую инспекцию встречное заявление, по которому требовал обязать Дмитрия возместить нанесенный фирме ущерб в размере 4797,54 евро. Однако в Трудовой инспекции его не удовлетворили.

При этом свою зарплату Дмитрий так и не получил, хотя Трудовая комиссия в своем решении от 27 декабря обязала руководство SGA Production незамедлительно выплатить Дмитрию 1429,69 евро. Дмитрий обратился в суд, который обязал работодателя выплатить в общей сложности 3800,18 евро (пособие по сокращению, зарплата, пени, компенсация за неиспользованный отпуск и штраф за нарушение Закона о трудовом договоре). Решение было принято заочно, так как Криворука на заседание не явился.

Но Дмитрий и после решения суда своих денег не получил. Он обратился к судебному исполнителю Хилле Куди, но и та не смогла помочь. Она отправила Андрею Криворука письмо с требованием предоставить список своего имущества и обязательств, но Криворука этого не сделал.

В похожей ситуации оказался и бывший начальник производства Сергей Григораш. Ему зарплату, правда, выплатили полностью, однако впоследствии Криворука подал на него в Трудовую инспекцию заявление с требованием выплатить 3732,1 евро.

”Хотя фирма не представила ни одного доказательства ущерба, предъявила только голословные утверждения, Трудовая комиссия встала на сторону работодателя и постановила взыскать 1500 евро, то есть зарплату Сергея за один месяц”, — говорит Олег Гогин, представитель Сергея.

По его словам, большая проблема заключается в том, что обжаловать решения комиссии можно только через суд. ”Но счета у фирмы арестованы, денег официально нет. Сергей подал жалобу в суд, но даже если он выиграет дело, то фирма все равно не сможет ему выплатить судебные издержки”, — говорит Гогин.

Юрист отмечает, что ситуация, когда за одну фирму платит зарплату ее работникам другая, очень распространена сейчас в Эстонии. ”Схема такова, что одна фирма вместо работодателя переводит деньги работникам, а работодатель налоги на работника платить прекращает. В результате страдают работники и государство. Деньги оседают в карманах работодателя”, х поясняет Гогин.

В похожей ситуации оказался и еще один бывший сотрудник фирмы, конструктор-технолог Дмитрий Юрченко. Он отмечает, что эта схема с двумя якобы разными фирмами отлично работает уже давно.

”Все деньги и заказы SGA Production сейчас идут через Fercon OÜ, они снимают помещение на той же территории, — рассказывает Юрченко. — Раньше те же лица фигурировали в руководстве фирмы Mistral, которая впоследствии слилась с Malmet, затем появился SGA, а теперь и Fercon. Работников кидают по одному и тому же сценарию годами”.

Действительно, согласно данным Коммерческого регистра, из четырех упомянутых фирм в правлении трех был один и тот же человек, Сергей Якушев. В двух фирмах членом правления вместе с ним был и Андрей Криворука.

Сам Криворука сказал ”МК-Эстонии”, что нет ни одного работника, которому бы они не выплатили зарплату. ”То, что можно было выплатить, мы выплатили, а если одни убытки от сотрудника, то как с такими людьми работать?” — говорит он.

На вопрос, почему зарплата приходила сотрудникам через другую фирму, Криворука ответил: ”Никакой связи между фирмой Fercon OÜ и SGA Production нет. И вообще, я думаю, вы уже выходите за рамки”. И положил трубку.

Однако, согласно данным Коммерческого регистра, прежние названия Fercon OÜ — SGA Construction и SGA Metallum. Фирма была зарегистрирована в 2010 году по тому же адресу, что и SGA Production.

Член правления фирмы Fercon и бывший член правления SGA Production Сергей Якушев сказал ”МК-Эстонии”, что не видит ничего необычного в том, что его предприятие переводит деньги работникам с другой фирмы.

”Зарплату может переводить любая фирма, если есть договоренность между руководством. Закон позволяет это делать”, — сказал Якушев.

Представитель Налогово-таможенного департамента Уку Тампере говорит, что ситуация, когда одна фирма платит зарплату работникам другой фирмы, не является автоматически противозаконной.

”Это зависит от того, какие договорные отношения есть между этими двумя фирмами. Если схема придумана для того, чтобы не платить налоги, тогда это действительно нарушение закона”, — поясняет Тампере.

По состоянию на 18 октября долг SGA Production по налогам составлял 67 588 евро и пени — 17 914 евро. Более половины от этой суммы — долги по НСО. Официально задолженность стала образовываться 10 мая 2013-го, хотя зарплату через другую фирму работники получали еще в 2012 году.

Поделиться
Комментарии