Понятие «секта» знакомо каждому. Обычно под этим термином понимается что-то нехорошее, безнравственное. Однако количество людей, слепо следующих за проповедью религиозных фанатиков, продолжает расти. По нашим подсчетам, на данный момент в Эстонии количество тоталитарных сект насчитывает 19 организаций, четверть членов которых составляют молодые люди в возрасте 18-27 лет.

Какую веру выбрать каждый решает сам. В Конституции Эстонской Республики сказано: «Каждый человек имеет право выбора, либо самостоятельно, либо сообща, публично или в частном порядке выбрать религию, если это не наносит ущерб общественному порядку, здоровью или нравственности населения».

Данные о зарегистрированных в Эстонии религиозных организациях имеются на сайте Министерства внутренних дел. Здесь указаны церкви, религиозные объединения и приходы. При этом невозможно понять, по какому принципу их классифицировали. Все вперемешку. Методистская церковь стоит рядом с Православной Церковью Московского Патриархата, а Синагога соседствует с кришнаитами.

Заведующий отделом религии МВД Илмо Ау поясняет, что на сайте дан лишь сокращенный список организаций. «В эстонской юридической терминологии отсутствует понятие «секта», - говорит Ау, отказываясь от дальнейших комментариев, дабы не допустить спекуляций.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Пагубное влияние сект на общество можно показать на примере истории одной из наших соотечественниц. Три года назад жительница деревни Кяэрику Ану Рауд решила посвятить себя виссарионской вере. Она загорелась желанием обрести истинную жизнь в каком-то заброшенном городке Сибири, где «царит гармония и единение с природой». Новую веру и законы Виссариона она испытывала как на себе, так и на 7-летней дочери, практически доведя ее до истощения (согласно этой вере, есть дозволяется очень немногое). Попытка уехать в Россию закончилась неудачей, а Ану с дочерью остались на улице, ведь квартиру к тому моменту женщина уже успела продать.

Этот случай – один из немногих в Эстонии, оказавшийся на слуху. А так – страна небольшая и живет тихо. Однако секты существуют, просто более развитые организации работают незаметно для общественной жизни. Цели сект не настолько глобальны, как ожидание апокалипсиса или пришествие иного разума. Секты – это бизнес. Путем активного поиска новых членов они зарабатывают деньги и укрепляют свое влияние, в том числе и политическое.

В Эстонии по состоянию на декабрь 2006 года были зарегистрированы свыше пяти сотен религиозных объединений, в число которых входит большинство церковных приходов и профсоюзов. На сегодняшний день в Эстонии насчитывается 19 официально зарегистрированных сект, наиболее известные из которых – Союз Христианских евангелистов и баптистов (83 прихода), Союз адвентистов (19 приходов) и Союз Свидетелей Иеговы Эстонии (4 общины). В отдельных регионах есть еще кришнаиты, мормоны, пятидесятники и т.д. Законодательство не ограничивает их работу, так как подобная деятельность попадает под Закон о церквях и религиозных объединениях. Поэтому сектанты могут позволить себе беспрепятственно вербовать паству, прямо на улицах наших городов.

Мормоны

Миссии мормонов широко распространены по всему миру. Осуществляются они и в завуалированной форме через посредство разного рода пацифистских движений, движений за мир. Для вербовки они чаще всего зазывают к себе на курсы английского языка.

Любопытно при этом, что сладкие мальчики с очаровательными улыбками почти никогда не подходят к прохожим женского пола. Ведь у всех свои законы – мормоны посвящают в таинства всех достойных мужчин для создания широкого круга лидеров, в то время как женщины среди мормонов явление редкое. Только вот многоженство сектанты поощряют. Также известно, что засылаемые сюда американские миссионеры быстро и хорошо овладевают эстонским или русским языком.

Свидетели Иеговы

В Эстонии община «Свидетелей Иеговы» из-за разногласий распалась, в результате чего сложились общины «Свидетелей Иеговы» и иеговистов. На сегодня это две разные секты. У «Свидетелей Иеговы» другие методы вербовки народа. Милые братья и сестры приглашают вас для изучения Библии в уютном и теплом, почти семейном кругу. Их можно встретить повсюду: на рынках, на кладбищах, около школ и даже на лестничной площадке своего собственного дома. Только забывают сказать, что если вдруг ты станешь членом этой большой семьи, то уже навсегда. А в случае отступничества станешь изгоем.

Более десяти лет Илона была в секте. Ее «захватила» с собой родная мать. Ребенок безропотно посещал все собрания, прошел посвящение – так называемый экзамен по Библии, строго следовала правилам. Из секты ей помогло выйти лишь одно обстоятельство – любовь. Но чувства возникли не к «брату» из общины, а к молодому человеку вне ее. Пришлось выкарабкиваться. Только вот это оказалось не так-то просто. Старейшины поставили ее перед выбором – любовь или семья. В понятие семьи входила вся ее жизнь: родные, близкие и друзья – все они были «свидетелями». Сделав свой выбор, ей пришлось «отказаться» даже от матери. «Оставайтесь преданными Богу, когда ваш родственник лишен общения!» - успокаивала себя мать «свидетельским» заветом. В 20 лет Илона стала учиться жить заново.

«Слово жизни»

Изначально движение «Слово жизни» действовало при методистской церкви. После изгнания оттуда секта занялась вольной деятельностью. Ее можно считать одним из наиболее опасных религиозных движений. Для вовлечения молодежи в эту секту «пастор» Рейн Метс использовал свои гипнотические способности. Об этом говорилось еще в докладе на конференции священнослужителей Евангелической лютеранской церкви Эстонии, прочитанном 29 января 1992 года. Там же было отмечено, что в «Слове жизни» наблюдались проявления гомосексуализма. Отличительной особенностью этой секты является крайняя экзальтированность верующих и стремление отдать этой секте все, например, деньги.

Еще 10 лет назад молодой человек по имени Илья, будучи завербованным в секту, отдал в ее казну 47 000 крон. Он не осознавал, что находится под действием гипноза – так называемого ритуала «вселения святого духа». Еще в течение трех лет после того, как ему удалось вырваться из организации, он проходил курс лечения, страдая от шизофрении.

«К сожалению, психологу работать с «долгоиграющим» сектантом практически невозможно, так как это люди, наполненные догмами и незаинтересованные что-то менять, - говорит психолог Елена Маслова. – Исключением являются случаи, когда человек добровольно и осознанно покидает секту, подсознательно или осознанно настраиваясь на новую жизнь».

Кришнаиты

Вероятно, не многим известно, что это языческое движение, и поклоняются верующие богу Кришна, чье имя на санскрите означает «черный». У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды. Кришнаиты практикуют повторение не менее 1728 раз в день мантры, поклонение идолам, посвящение им всей принимаемой пищи и доведение себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Со стороны кришнаиты кажутся блаженными и безобидными чудаками в состоянии легкого наркотического опьянения.

Только вот не всем это кажется столь безобидным. «У секты криминальная история такого масштаба, что ей может позавидовать любая мафия. Торговля оружием, наркотиками, изнасилования малолетних, убийства – чего там только нет на их счету. Да и убийство человека в сознании Кришны убийством тоже не считается», - говорит профессор Александр Дворкин, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект.

Союз Церквей Евангельских

Еще один вариант оказаться в секте – это попасть на богослужение, где вас будут сразу же психологически обрабатывать с помощью «удара любовью» - это специальная психотехника, ее суть состоит в том, что человека окружают вниманием и заботой, которых ему так не хватало раньше. Так обычно поступает Союз Церквей Евангельских. Главное для секты - это поймать человека на удочку, а дальше механизм работы уже отлажен. Причем в разных сектах он практически одинаков.

По словам психолога Елены Масловой, существует масса всевозможных психотехник, использующихся для вербовки людей. Чаще всего секты работают по принципу сетевого маркетинга: пришел сам – приведи друга, а лучше – 10 друзей. В зоне риска оказываются одинокие люди, люди с трудностями в жизни, сбившиеся с пути. Секта дает им возможность почувствовать, что они кому-то нужны и небезразличны. Общее у людей, состоящих в секте, - отсутствие критического взгляда на происходящее внутри.

В этом случае секта дает четкие правила для жизни, руководство к действию, «объясняет» мир. Это важно, если ты не знаешь куда идти. Секта не дает тебе выбора. У них один путь – истинный. А для морально уставшего человека, отсутствие выбора – почти подарок.

Малый бизнес

Если человек вступает в какую-либо секту, то он даже не подозревает о том, что их благотворительность липовая. Никто не замечает, как происходит процесс зарабатывания денег на членах секты. Ведь с первого взгляда все выглядит весьма незначительным. Те же члены мормоны, например, обязуются платить десятину со всего дохода, так уж у них повелось.

А вот «Свидетели Иеговы» убеждают, что все пожертвования сугубо символичные, зависящие от собственного желания. При этом они имеют в виду коробочки, стоящие в их приходах, куда на самом деле можно класть денежку лишь по желанию. Но печатная продукция (например, журнал «Сторожевая башня») оплачивается из собственного кармана, а потом распространяется бесплатно. Благотворительность.

Что касается других сект, то в большинстве своем везде происходит оболванивание людей. Рано или поздно это может дойти почти до вымогательства, когда деньги требуют за всевозможные тренинги, методики, курсы. После тщательной промывки мозгов, так называемого импринтинга, человек уже не осознает себя вне этой организации и верит в необходимость предлагаемого.

Можно ли после этого сказать, что организация секты не является прибыльным бизнесом? Эксперты подсчитали, что только у российских мормонов годовой оборот составляет свыше 30 миллионов евро, что можно сравнить с успешной и процветающей компанией. Немногим меньше прибыль у «Свидетелей Иеговы» и кришнаитов. Достоверных данных по Эстонии, к сожалению, не имеется. Запрос «МК-Эстонии» в Налогово-таможенный департамент остался без ответа. Но единичные известные случаи и общее количество верующих позволяют предположить, что и у нас секты отнюдь не бедствуют. В общем, хочешь заработать денег – придумай религию.

Наша справка:

Эстония оказалась в пятерке самых нерелигиозных стран, свидетельствуют данные социологического опроса Gallup. Только 14% жителей страны ответили положительно на вопрос: «Важное ли место занимает религия в вашей жизни?». Мировую религиозную «десятку» возглавил Египет, где на вышеупомянутый вопрос положительно ответили 100% респондентов. В Бангладеше и Шри-Ланке утвердительный ответ дали по 99% опрошенных. Как утверждают аналитики Gallup, уровень религиозности населения напрямую связан с его средним жизненным уровнем. Опрос проводился в 143 странах.

Поделиться
Комментарии