”Мы очень часто называем этот календарь китайским. Уж очень Китай велик и значителен в культуре Дальнего Востока. Но на самом деле, в Китай эту идею двенадцати духов животных-покровителей годов принесли гунны, вернее, народы сюнну, — рассказывает Алексей Туровский. — Сюнну, очевидно, получили идею этого календаря от тибетцев, а те, в свою очередь, через северную и центральную Индию получили эту идею из южного Индокитая, скорее всего, из Сиамских областей. В наше время это Таиланд. Календарь этот претерпел множество изменений у разных народов в течение как минимум трех тысячелетий. Основной и самый мой любимый миф о возникновении этого календаря именно сиамского происхождения”.

Выносливы и всеядны

Согласно мифу, жил-был великий божественный царь, у которого было двенадцать дочерей. У каждой дочери было любимое животное. У старшей — крыса — первый год цикла, у младшей — свинья — последний год цикла. Разумеется, у остальных дочерей были свои животные, которые символизируют годы. 

Когда пришло время великому царю отправляться на небо, он призвал дочерей и сказал, что улетит и будет на небесах управлять всеми основными потоками энергии — светлой, нечетной и мужской ян и темной, четной и женской инь. Каждый год соотношение этих потоков энергии управляются по какому-то определенному основному ритму. Дочкам же он наказал, что если с ним что-то случится, то им придется заниматься этой работой.

Царь полетел на небо, но злые соседи, в некоторых вариантах это лаосцы, в некоторых — вьеты, запустили в него стрелой. Оторвалась у царя голова и стала падать на землю. А было известно, что если голова вдруг коснется земли, то существование прекратится. Дочки поймали голову и держат ее по очереди, а помогают им их животные. Примерно в IX веке нашей эры в Китае уже были стелы, посвященные годам, в виде голов соответствующих животных.

”Некоторые из народов и племен, для которых этот календарь является основным и непреложным, вели оседлый образ жизни. И для них более важным животным была овца. Другие народы вели преимущественно кочевой образ жизни, и для них, разумеется, более важным животным была коза, — поясняет зоолог. — Козы выносливы и практически всеядны, разумеется в растительном плане, а овцы очень тщательно выбирают корм. И такого никогда не может быть, чтобы овца стала есть, например, чьи-нибудь джинсы”.

Туровский рассказывает забавный случай, когда в Таллиннском детском зоопарке мамы маленьких детей так увлекались разговором между собой, что не заметили, как камерунские козы выели у них из ситцевых юбок очень красивые узоры — большие цветы. И это был не единичный подобный случай.

Козел важнее

”На Ближнем Востоке козу знали давным-давно, и она была очень важна как домашнее животное, но в качестве дополнения к основному животноводческому богатству — овцам. Все они относятся к огромному семейству полорогих, все они жвачные и парнокопытные. Видов множество, а подвидов — просто гигантское количество, — добавляет Алексей. — Козел в стаде баранам не мешает производить ягнят, и он, безусловно, лучший вождь, чем домашний баран”.

По словам зоолога, основная работа козла — стратегическая, а не тактическая. И в стаде козел у настоящих диких видов из подсемейства козьих — предводитель стада. Живут они в гористой местности или даже в крутых высоких горах. И то, как козы, огромные туры, по практически отвесной скале могут перемещаться — это совершенно потрясающее зрелище.

Такой ловкости, как объясняет Туровский, они обязаны особому строению копыт — подвижные пальцы, острые и цепкие, крючками обращенные друг к другу, как когти, которыми хорошо хвататься. Мало того, подошва и у коз, и у овец, только у коз это устройство более совершенно, представляет собой что-то вроде вакуумной присоски. Прижав подушечку к камню, а потом чуть-чуть приподняв центральную часть, они образуют слой вакуума, следовательно, атмосферное давление прижимает ножку козы очень надежно.

”И такой вот козел или баран, вожак стада, не имеет права отвлекаться по мелочам, пока стадо закусывает, то есть с утра до вечера он должен располагаться на самой высокой точке над стадом. Он должен быть очень бдительным, и его задача — все время наблюдать за положением дел в среде, где находится стадо, и отслеживать признаки опасности, — рассказывает Алексей. — Биологическая функция такого поведения — дать самкам возможность уделять максимальное внимание выбору пищи, ведь травка травке рознь, и дать максимально больше времени самкам заниматься малышами. Их надо кормить, учить, направлять”.

Чтобы при этом самкам не оглядываться в поиске признаков опасности, им достаточно бросать взгляд на такого вот предводителя. А он позами, жестами и постукиваниями копыта, очень редко голосом, подает сигналы. В горах очень сильное эхо, и громко звучать не стоит — может сорваться лавина. Хотя, по словам специалиста, козы прекрасно могут определять состояние снежного наста и не пойдут по опасному месту, даже если со стороны это кажется более удобной тропой. Такой козел в стаде овец — знаковое животное. Под его стратегическим управлением и началом стадо живет гораздо комфортнее и успешнее.

Соперники, но не враги

”Живут разные виды подсемейства козьих по-разному. Есть виды, как наши голубые бараны, у которых молодые самцы должны обязательно уходить из стада, — приводит пример Туровский. — Они образовывают группы, так сказать, юных рыцарей под управлением нескольких более опытных самцов. Есть виды, у которых несколько, даже много самцов, все время находиться со стадом, и нет такой четкой половой структуры, когда один или два самца, а остальные — самки и молодняк. Вот у туров нет никаких проблем держать много взрослых самцов вместе с главным стадом”.

Когда осенью в период гона у самцов проходят турниры, по результатам самки выбирают, кто из самцов более желанный, у кого самый ценный генотип, кто занимает первое, второе, третье место и так далее… Но представление о турнире как о бурном событии со смертельными схватками — это полная нелепость, заверяет зоолог. К тому же рога самцов обычно завернутые, и ранить ими кого-то проблематично. В отличие от самок, обладательниц острых боевых рогов, которые могут быть мощным колющим оружием.

”Турниры всегда проводятся с партнерами, которые, разумеется, соперники, но не враги, — говорит Алексей. — Самцы всегда долго и тщательно выбирают себе партеров для турнира, прежде всего определяясь по весовой категории. С более легким противником ни один самец не будет проводить турнир — один удар рогами, и тот отлетит. А самки не будут в восторге от победителя, они будут разочарованы отсутствием представления. И, конечно же, ни в коем случае не должна выступить кровь, потому что самки сразу убегут, почуяв опасность, ведь запах свежей крови оповещает хищников”.

Самая большая коллекция

Все это настолько впечатляюще, что человечество на протяжении тысячелетий соотносило вот такие турниры горных козлов и баранов с происхождением грома и молний, землетрясений и других природных явлений. Специалист зоопарка рассказывает, что с козлами связан и великий языческий бог Скандинавии Тор, бог-воитель и громовержец. Его ездовые животные — два могучих козла, которые впряжены в его колесницу. Этих козлов зовут Тангниостр и Тангриснир. Их имена — звукоподражание зубовному скрежету. А козы, по словам зоолога, очень сильно скрежещут зубами.

”Вот эти козлы с грохотом по горам влачат колесницу Тора и своими рогами и копытами производят гром, молнии, землетрясения и прочие катаклизмы. На Кавказе, в Тибете, в Гиамлаях образ горного козла всегда мифологически связан с божествами охоты, погоды и особо бурными явлениями в природе и в жизни человеческой. В мифологии на западе от Ирана, включая всю Африку и Ближний Восток, величайшее значение имел бог Амон. Он предстает в образе барана. Потом уже через пару тысячелетий он присвоил себе еще и имя бога солнца — Ра и стал Амон Ра”, — повествует Туровский.

Как отмечает Алексей, у нас в Таллинне собрана самая большая в зоопарковском мире коллекция не только видов, но и подвидов коз и овец. Например, уриалы, среднеазиатские горные овцы, у нас представлены и бухарским, и закаспийским уриалом. Кроме того, зоолог с гордостью заявляет, что у нас все эти замечательные животные прекрасно размножаются.

”У нас есть редчайшие животные — горалы, они тоже относятся к козьим, хотя близки ко многим антилопам. Есть амурский горал, который находится под катастрофической угрозой вымирания, есть центральнокитайский. Также есть совершенно изумительный и самый большой на свете козел Золотой китайский такин. Этакий ”папа” в этой группе, весом килограммов четыреста, — описывает Туровсий. — И у такого огромного козла рога того же типа, что и у самок — боевого. Животное такой массы не может уходить быстро, и чтобы вид не остался без самцов, у него есть такое оружие”.

Главным образом, по словам зоолога, в Таллиннском зоопарке представлены азиатские и африканские виды, но есть и, по крайней мере, один вид американских. Хотя в Америке вообще немного видов козьих. Снежный баран далла, черноглазый и черноносый — дальний родственник большерогов, огромных американских бурых баранов с роскошными большими рогами.

Поделиться
Комментарии