Это очень британское или, в общем, недоверчивое отношение к Евросоюзу, вспомнилось мне, когда 30 мая я познакомился с политическими рекомендациями Европейской комиссии по отношению к Эстонии и другим странам-членам. Читая их можно упрямо сказать: "Зачем они нам тут нужны?"

С другой стороны, в течение последних двух лет мы болезненно признали, что хотя экономическая политика Евросоюза по отношению к странам-членам компетентна, но уже давно это влияние не заканчивается на границе государства.

Пожароопасный коктейль возникает при большой взаимной зависимости и немногочисленных общих целях и правилах. Именно поэтому ошибки, которые накапливались годами в некоторых государствах, стали основой для кризиса доверия, который принес за собой падение уровня жизни для сотен миллионов европейцев.

Сийм Каллас недавно привел пример, что уже в 2005-2009 годах сомневался в достоверности данных о Греции в Eurostat, и Еврокомиссия просила у стран-членов разрешения проверить происхождение данных государственной статистики. "Это было отклонено, со ссылкой на недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенного государства. В начале 2010 года больше никто не оспаривал необходимость контроля государственной статистики…" — писал Каллас.

Увы, тогда уже было безнадежно поздно, и хотя под вывеской защиты государственного суверенитета наибольшие потери понесла сама Греция, все остальные страны-члены заразились заболеванием, которое пришло к нам именно оттуда. Экономический рост в Эстонии, создание рабочих мест и рост заработной платы приостановились именно потому, что на европейских рынках из-за кризиса покупают все меньше услуг и товаров, которые произведены у нас.

Под тенью кризиса в последние годы в ЕС было принято много решений, основная цель которых — избежать повторения кризиса в будущем, узаконив более тщательный контроль за единой экономической политикой во всех странах, поскольку взаимная зависимость настолько большая, что требует более плотного сотрудничества во имя единых целей.

В конце мая были опубликованы рекомендации Еврокомиссии для государств — это один из тех инструментов, которым ремонтируют целый механизм. Нельзя сказать, что это новый механизм, поскольку его впервые применили прошлой весной, когда начался процесс под названием Европейский семестр. Как студенческие работы оцениваются в конце весеннего семестра, так же каждую весну Европейская комиссия будет анализировать, насколько успешно страны-члены проводят политические реформы, которые необходимы во избежание экономического кризиса и достижения стратегических целей.

В шутку можно сказать, что эстонская журналистика смогла бережно сохранить тайну, что у ЕС и Эстонии есть стратегия до 2020 года для обеспечения конкурентного преимущества в мире и безопасного развития, которую можно четко измерить.

Например, в этой стратегии указана цель, что 75% жителей в возрасте 20–64 лет должны быть заняты работой. В Эстонии в прошлом году были заняты 70,1% , а целью была поставлена 76% занятость. Эта разница обозначает, что нужно создать работу для 38 000 человек.

В последнее время самый простой способ обидеть жителей Эстонии — сказать, что в эстонской политике все идет хорошо. Поэтому сосредоточимся на том, что могло бы быть лучше.

Поставленные цели таковы, что за один год невозможно все выполнить. Например, если говорить о занятости, о чем упоминалось выше, количество безработных сократилось, политика в этой области, в общем, результативна. В то же время в анализе говорится, что долговременная помощь и улучшение навыков безработных в районах Эстонии с высоким уровнем безработицы до сих пор не были успешными.

Важной дополнительной ценностью рекомендаций Еврокомиссии по отношению к любой стране является, конечно же, то, что они не только надежны и основательны, но и независимы. Мы же часто видим, что какая-либо тема внутри государства может быть настолько политизирована, что ее решение кажется безнадежным.

Образно говоря, партии, конституционные инстанции и заинтересованные группы хорошо остреливаются со своих позиций и годами сидят в глубоких окопах. Результат напоминает длинную линию Западного фронта во время Первой мировой войны, которая, несмотря на огромные человеческие потери и трату сил, вообще никуда не сдвинулась.

Одна из рекомендаций в этом году, по части которой местами можно ожидать болезненной реакции, - в течение разумного периода инициировать реформу местных самоуправлений с целью финансового укрепления и обеспечения лучшего качества услуг.

Только в этом году в аудите Госконтроля было отмечено, что в волостях, где проживает меньше 1500 человек, работает в среднем семь чиновников, но обычно только двое их них являются специалистами, которые предлагают неизбежно необходимые услуги, например, социальные работники или специалисты по землеустройству.

Поэтому Европейская комиссия, обосновывая необходимость реформы местных самоуправлений, не говорит чего-то такого, чего бы ранее не говорил президент Тоомас Хендрик Ильвес, государственный контролер Михкель Овийр, Организация экономического сотрудничества и развития и многие другие.

С другой стороны Европейская комиссия оценивает политику таким способом, который, наверное, удивит многих читателей. Например, из стран Европы в Эстонии и еще трех восточноевропейских государств нет сейчас налога на автомобиль в том или ином виде. Хотя Эстония далеко не богатая страна, но, по данным за 2010 год, новые машины, которые были приобретены в Эстонии, самые энергозатратные, несмотря на высокие акцизы на топливо. Это обозначает, что у нас тратят на новые автомобили и позже на топливо непропорционально большие суммы по сравнению с более зажиточными народами Европы.

"Акциз на топливо, который считается (в Эстонии) главным средством для регулирования расходов энергии в транспортном секторе, не влияет на поведение потребителей, — говорится в анализе. — В то же время в Эстонии нет налогов, которые были бы связаны с потреблением энергии, которые бы взимались при покупке или регистрации машины".

Для сравнения приведу наиболее важные заключения этого анализа о наших соседях. Отмечается, что основная проблема Финляндии — сохранение стандартов уровня жизни и реорганизация производства

для сохранения конкурентного преимущества на международном уровне в условиях старения населения. В Латвии отмечается упорядочение финансов, но подчеркивается, в отличие от Эстонии, высокий уровень безработицы среди молодых людей, большое количество людей, живущих в бедности, а также большое количество неофициальных рабочих мест.

Надеемся, что взгляд Еврокомиссии со стороны поможет оценить ситуацию в основных областях по-другому.

Несмотря на строгость, проявляемую при обнаружении несоблюдения правил бюджетного дефицита, Еврокомиссия не имеет права выписывать штрафы за игнорирование рекомендаций. В конце июня руководители правительств 27 стран-членов ЕС будут обсуждать предложения и одобрят или изменят их вместе.

С одной стороны, можно иронизировать по поводу множества стратегий, которые были одобрены в Эстонии и никогда не были воплощены в жизнь. С другой — разумно будет спросить, насколько серьезно можно воспринимать государственные стратегии и рекомендации "ЕС 2020"? Ответ прост: их успех или неудача зависят от общего желания стран-членов ЕС. Опыт предыдущих лет показал, что если однажды упросить правила для какой-либо страны-члена, то все закончится дорогой в ад, которая была вымощена благими намерениями.

Говоря об испытаниях, которые стоят перед ЕС, 30 мая президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Бароззо привел сравнения с США и Китаем. "Если Евросоюз не сможет восстановить свою конкурентоспособность, то в XXI веке мы станем в мире незначительными", — предупредил Бароззо.

Бюджетная политика Еврокомиссии и рекомендации по поводу экономических реформы в странах-членах ЕС можно прочитать здесь. http://ec.europa.eu.

Цели ЕС к 2020 году

1. 75% населения в возрасте 20-64 лет должны быть заняты работой (Эстония — 76%, уровень 2011 года — 70,1%).

2. Инвестиции в научную деятельность и развитие 3% от ВВП (В Эстонии так же, 2010 год — 1,63%).

3. Сокращение выбросов на 20% по сравнению с 1990 годом; повышение доли восстанавливаемой энергии до 20% от конечного потребления, увеличение эффективности потребления энергии до 20%. (В Эстонии такие же, но долю возобновляемой энергии планируется поднять до 25%, в 2010 году уровень составлял — 24%).

4. Доля молодых людей с низким уровнем образования и тех, кто не продолжает учебу, должна остаться на уровне 10%, а также по крайней мере 40% молодого поколения должны получить третью степень образования. (Последний показатель у Эстонии такой же, количество молодых людей, которые не продолжают учебу, планируется сократить до 9,5%, в 2010 году эти показатели находились на уровне 11,7% и 39,7% соответственно).

5. Количество людей, которым угрожает оказаться за чертой бедности, планируется сократить на 20 миллионов. (В Эстонии их 49 500, из которых планируется сократить уровень относительной бедности до 15%; уровень 2010 года 17,5%).

Цели Эстонии на 2020 год

1. Производительность труда на занятого человека должна увеличиться до среднего показателя по странам ЕС к 2020 году до 80% (2011 год — 69,6%).

2. Доля экспорта в Эстонии в мировой торговле должна увеличиться по крайней мере до 0,110% (2010 год — 0,085%).

3. Доля образования взрослых людей (25-64-лет), получающих образование на протяжении всей жизни, должна увеличиться к 2020 году до 20% (2011 году — 12%).

4. Сокращение доли взрослых людей в возрасте 25-64 лет без профессионального образования ниже 30% (в 2010 году — 32%).

Поделиться
Комментарии