Рыбообрабатывающее предприятие AS Paljassaare Kalatööstus входит в литовский концерн Viciunai Group, которому принадлежит несколько крупных производственных и торговых предприятий в Литве, Эстонии, России и Бельгии. Примечательно, что ситуация, схожая с описанной ниже, уже наблюдалась на одном из предприятий концерна: в городе Советск Калининградской области работники ООО "Вичунай-Русь" в 2006 году с помощью забастовок и созданного профсоюза смогли отстоять свои права. Работники протестовали против необоснованного понижения заработной платы и лишения премиальных, а также требовали социальных гарантий. После подписания с администрацией предприятия коллективного договора профсоюз добился повышения зарплаты, надбавок за вредность, индексации зарплаты с учетом инфляции и многих других улучшений условий и оплаты труда.

Большие перемены

Работникам же уборочно-моечной бригады завода AS Paljassaare Kalatööstus до счастливого исхода пока далеко. В "МК-Эстонию" обратились четыре человека, которые уверяют, что под их словами может подписаться добрая половина всех сотрудников предприятия.

По их словам, все началось в июле этого года, когда было объявлено, что в связи с реорганизацией производства с сентября уборочно-моечное подразделение полностью аннулируется, и производственные бригады должны будут сами выпускать продукцию и сами же производить мойку оборудования. На собрании в устной форме работникам уборочно-моечной бригады Servi было предложено перейти работать в производственный цех.

До этого бригада занималась только уборкой и мойкой, никогда не была связана непосредственно с производством продукции, а работали люди по графику и только в ночную смену. Понятно, что полное изменение графика и трудовых обязанностей было для многих неприемлемо. Им предложили написать заявление и уволиться по собственному желанию по статьям 64 и 82 Закона о трудовом договоре (см. справку).

Проконсультировавшись в Трудовой инспекции, работники бригады Servi узнали, что имеют право требовать от руководства сокращения на основании статьи 100. п.2 Закона о трудовом договоре (см. справку), о чем они и уведомили руководство письменно. После этого вышел новый приказ, отменяющий предыдущие (о том, что люди уборочно-моечной бригады Servi распределяются по производственным бригадам). А с 1 сентября производственные смены перешли на новый график работ по 12 часов, стали производить продукцию и сами мыть оборудование по графику моек.

Наказание рублем

После того, как люди из уборочно-моечной бригады отказались переходить в смены и увольняться по собственному желанию, с бригады Servi полностью сняли весь мастерский фонд (lisatasu) за август, который прежде полностью выплачивался на протяжении пяти-шести лет. В качестве обоснования в цехах сделали пробы, по результатам которых оказалось, что завод в таком состоянии, будто его вообще не мыли в течение месяца. А также сослались на плохую экономическую ситуацию в Эстонии, которая сказалась почему-то только на двух бригадах: дефростеров и уборочно-моечной. Мастерский фонд был оставлен тем, кто моет цех по производству пиццы. На вопрос, почему им оставили, а другим сняли, ответ руководства был такой: "Они еще нужны, вы — нет".

Графики работникам бригады Servi составляются таким образом, что люди теряют рабочие часы. За три последних месяца было потеряно в сумме 78 часов. "Когда мы отказались переходить в смены, так как это изменение трудового договора со всеми вытекающими последствиями, мы обучали тех людей, которые согласились, мойке оборудования, — рассказывает помощник мастера бригады Servi Илья Васильев. — В коллективном договоре у нас четко прописано, что за обучение людей предполагается процент от заработной платы. В среднем это выходило около 500 крон, но не в сумме дело. Никакой платы мы не получили".

Тогда работники написали официальные заявления и обратились к директору по производству, после чего бумага пошла к исполнительному директору. Тот по-эстонски приписал на записке от директора по производству: "Не платить". Без каких бы то ни было объяснений.

Бригада "прогульщиков"

На предприятии действует пропускная система, которая должна фиксировать время прихода и ухода работников. За октябрь руководство взяло распечатки на каждого работника, чтобы посмотреть реальное время нахождения людей на работе. Оплатили то время, которое показала распечатка, и в итоге работники получили деньги не за такое количество часов, которое отработали (140-145), а за 70-77. То есть, если зарплата у них была, в среднем 9-10 тысяч "грязными", то в октябре они получили чуть больше 4000. Изюминка в том, что мастера смен подсчитали дни, по которым выходило, что каждый из работников бригады "прогулял" за месяц от четырех до шести рабочих дней. Причем дни почти у всех совпадают, то есть "прогуливали" чуть ли не всей бригадой сразу. А оборудование, видимо, мылось само по себе.

Самым ярким примером стало 11 октября, когда, по данным распечатки с проходной, всех работников уборочно-моечной бригады просто не было на рабочих местах. Помощник мастера взял затем с проходной выписку, где охранник указал, во сколько тот пришел на завод, взял ключи от различных помещений, а после окончания рабочего дня сдал их. Эту бумагу предоставили директору по производству. На что тот ответил: "Ну, мало ли, что он здесь делал без бригады, по личному вопросу приехал, наверное". Работники, несмотря на плачевность ситуации, смеются, рассказывая об этом: "Восемь часов "по личному вопросу" он там находился. Переночевать, наверное, приехал".

Начальство говорит, что верит пропускной системе: если она не зафиксировала, то людей на работе не было. Хотя, по идее, турникет можно отключать и удалять с него информацию. А проверить, находился ли человек на работе, можно и другим способом: по периметру предприятия находятся камеры наблюдения, они есть и на парковке, и при входе и выходе с проходной. Доказать, что люди были на работе можно, но руководство отказывается это делать. Мастеру бригады, который подтверждает, что люди были на рабочих местах, а также мастерам других смен, с которых собрали подписи, не верят.

Увольнение задним числом

Илья Васильев негодует: "Людей увольняют безбожно!". Поводы для этого находят самые разные. Пример: мужчина не вышел на работу из-за проблем со спиной. Появившись затем на заводе, он узнал, что уволен, причем в документе стояло число, когда у него был выходной, и формулировка "в связи с действующим дисциплинарным взысканием". Стоит ли упоминать, что взыскание это работник увидел впервые тогда же. Он обратился за разъяснениями к секретарю исполнительного директора, где ему было сказано: "Иди с миром. Тебя все равно уволят. Из Литвы пришла новая разнарядка — уволить еще 28 человек". Работница завода Марика Сытник добавляет: "Я думаю, что если статья будет опубликована, еще ползавода обратятся в вашу редакцию. Как минимум. Мы — только первые ласточки".

Это представляется возможным хотя бы потому, что недовольство выражают не только работники уборочно-моечной бригады. Сотрудник цехового подразделения сетует, что им уменьшили зарплату. "Когда мы были у юриста, у нас спросили, как это было обосновано, — говорит он. — А обосновали устно. Производственный директор сказал: "Слишком много получают". Срезали по 2000-2500 крон. Не было составлено никакого приказа о том, что у нас уменьшается часовая зарплата, работники не видели его, не могли поставить подпись или выразить несогласие. Просто срезали и все".

Кто виноват?

Директор по производству AS Paljassaare Kalatööstus Валерий Мережко не отрицает, что ситуация, описанная работниками, имеет место, но какие-либо разъяснения давать затрудняется. "Я знаю, что так и есть. Но так как наше предприятие входит в состав Viciunai Group, насколько мне известно, все эти решения по большей части двигаются с той стороны, со стороны владельцев, — говорит Мережко. — И больше я комментировать не берусь, потому что иначе это будет "испорченный телефон"". Он посоветовал обратиться к исполнительному директору Аарне Паэсалу, который непосредственно связывается с председателем правления и занимается всеми этими вопросами. "Если он захочет комментировать, потому что, сами понимаете… Сейчас такое время просто. Всяческими методами, правдами и неправдами владельцы стремятся уменьшить расходы", — добавил Мережко.

Аарне Паэсалу в телефонном разговоре пообещал дать свой комментарий по электронной почте и попросил прислать ему письмо на общий адрес предприятия. Услышав о том, что такое письмо уже было отправлено днем ранее, заверил, что, как только с ним ознакомится, даст ответ. Ни на это, ни на следующие два письма, отправленные на тот же адрес, ответа так и не пришло.

Мы пытались получить разъяснения и у Мауно Леппика, который фигурирует в одной из новостей на сайте предприятия как председатель правления АS Paljassaare Kalatööstus. Леппик сообщил, что не работает в AS Paljassaare Kalatööstus уже семь месяцев — с апреля текущего года, и что на указанной должности там теперь литовец, которого фактически нет на месте. И, подчеркнув, что это его сугубо личное мнение, Леппик заметил: "Видимо, сейчас используют удобный момент, так как вы знаете, что происходит на рынке. Я знаю там некоторых людей (не буду называть имен), права которых ущемляют. И мой совет: если в отношении кого-то из тех, кто к вам обратились, нарушают закон, обязательно надо бороться за свои права. Есть Комиссия по трудовым спорам, профсоюз. Можно дойти даже до суда. Потому что там сейчас делают неправильные вещи. Это была одна из причин, почему я ушел оттуда".

Профсоюз нерушимый

Тем временем работники уборочно-моечной бригады не сидят, сложа руки. Они уже обращались в Комиссию по трудовым спорам, а когда были выявлены нарушения по трудовым договорам, по зарплате и прочее, все работники уборочно-моечной бригады составили при помощи юристов исковые заявления и подали их в Трудовую инспекцию. Сейчас они ждут заседания.

Также они создают профсоюз, который будет входить как отдельная ячейка в Эстонскую федерацию профсоюзов металлистов. Уже выбран председатель из числа работников, который утверждает, что в профсоюз войдут практически все работники бригады: "3 декабря, наверное, будет готово письмо на предприятие, работодателя поставят в известность. После этого можно будет что-то думать, предлагать, требовать".

По словам председателя Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Талига, то, что работники решили вступить в профсоюз, несомненно, верное решение, так как опытные и знающие юристы как раз и занимаются решением подобных проблем. "В юридических делах очень важны самые мелкие детали, без точного знания которых легко ошибиться при вынесении решения, — говорит Талига. — Но не вызывает сомнений, что утверждение руководства о том, что работники должны уволиться по собственному желанию, некорректно. Когда работодатель в одностороннем порядке изменяет условия трудового договора в худшую для работника сторону, а работник не согласен с этим, работник может подать заявление в Комиссию по трудовым спорам с требованием расторгнуть трудовой договор на том основании, что работодатель не выполняет обязанности, указанные в договоре. И в этом случае работодатель обязан выплатить в качестве возмещения заработную плату за два месяца плюс другие выплаты, полагающиеся работнику".

Наша справка:

Из Закона о трудовом договоре (печатается с сокращениями)

§ 64. Изменение условий трудового договора в связи с реорганизацией труда или производственного процесса.

(1) Работодатель имеет право изменить принципы оплаты труда и режим работы при реорганизации труда или производственного процесса, письменно уведомив об этом работника не позднее, чем за один месяц.
(2) Работник имеет право требовать прекращения трудового договора в случае несогласия с изменениями (§ 82).

§ 82. Прекращение трудового договора по причине нарушения работодателем условий договора или по причине изменений распорядка работы или производственного процесса.

(1) Работник уведомляет работодателя не позднее, чем за пять календарных дней, о прекращении срочного или бессрочного трудового договора, если причиной расторжения договора является невыполнение или ненадлежащее выполнение работодателем условий договора, значительное ухудшение условий труда в случае смены работодателя, предусмотренное ст.6. или изменения распорядка работы или производственного процесса. В этих случаях (ст.64 и 68) договор расторгается со дня вступления этих изменений в силу.

(2) При расторжении бессрочного трудового договора на основании п.1 настоящей статьи работодатель выплачивает работнику компенсацию в размере двух месячных зарплат. При расторжении срочного трудового договора на том же основании работодатель выплачивает работнику его среднюю зарплату до истечения срока, но не более чем за два месяца.

§ 86. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Работодатель может прекратить срочный или бессрочный трудовой договор до истечения срока действия договора:

3) при сокращении работников

§ 100. Расторжение трудового договора по причине реорганизации предприятия, учреждения или организации, а также в случае ликвидации структурного подразделения.

(1) Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае реорганизации предприятия, учреждения или иной организации, как предусмотрено статьей 86, п.3., если это сопряжено с сокращением работников.
(2) Работодатель имеет право в случае ликвидации структурного подразделения предприятия, учреждения или иной организации, которое не имело юридически прав работодателя, расторгнуть трудовой договор со всеми работниками этого подразделения на основании, предусмотренном статьей 86, п.3., если нет возможности предложить им работу в других подразделениях или они отказались от предложенной работы.

Поделиться
Комментарии