Вируская окружная прокуратура возбудила уголовное дело против врача Ида-Вируской центральной больницы Игоря Горячева (39), а затем передала дело в суд. Доктора обвиняют в том, что он поставил пациенту неправильный диагноз, который привел к смерти человека.

Эта печальная история произошла 24 ноября 2012 года, когда скорая помощь доставила находившегося в тяжелом состоянии 42-летнего мужчину. Дежуривший в тот день Игорь Горячев ошибся в диагнозе и не госпитализировал мужчину, чтобы проследить за его состоянием. Наоборот, врач выписал пациента домой. Мужчина скончался на следующий день от резкого ухудшения состояния здоровья.

Выставили ночью на улицу

В тот день 42-летний Валерий собирался на работу. Он в общем был в полном расцвете сил, но на протяжении нескольких лет страдал от язвы двенадцатиперстной кишки.

По словам его мамы, Надежды, сын неоднократно до этого обращался с жалобами на боли к своему семейному врачу, который просто выписывал лекарства пачками. До этого Валерий два дня провел в этой же больнице. И мать постоянно просила, чтобы его обследовали. Чтобы при необходимости направили в Тарту или Таллинн, но никто, по ее словам, их не слушал.

”Надо было, наверное, требовать, стучать кулаком по столу, но Валерий у нас был хорошо воспитанный скромный мужчина”, — говорит мать. Ему говорили принимать обезболивающие — он и принимал. А то что врачи и не собирались выяснить причины болей, так и осталось за скобками.

В итоге те два дня в больнице ему просто ставили капельницы, а потом отправили домой, как будто бы все в порядке. И снова начались визиты к семейному врачу, который продолжал выписывать лекарства.

В тот ноябрьский вечер он собирался на работу в шахту в ночную смену. Когда он вышел из туалета, то упал и сказал матери, что ему плохо. Мужчине удалось подняться на ноги и лечь на диван.

Надежда со слезами вспоминает, что сын в тот вечер был весь потный и бледный. ”Единственное, что он смог сказать: ”Мама, я умираю”, — вспоминает тот вечер пенсионерка.

Когда же она зашла в туалет, тот был весь в крови. Разумеется, тотчас же вызвали ”скорую”, которая экстренно доставила Валерия в Ида-Вирускую центральную больницу. Валерий был уже в полубессознательном состоянии.
Однако находившийся тогда на дежурстве врач сказал: ”Да у вас расстройство желудка”. И без каких-либо анализов отправил пациента домой.

Женщина вспоминает, что через несколько часов, как ”скорая” отвезла сына в больницу, ей неожиданно позвонил Валерий, но не из больницы, а с автобусной остановки в Кохтла-Ярве.

Автобусы уже не ходили, и человек, выставленный из медучреждения в полубессознательном состоянии, недавно потерявший много крови, оказался один ночью на улице.

Он позвонил маме, чтобы попросить договориться с кем-нибудь, кто сможет его забрать. Мать ”подняла на уши” всех знакомых и в результате ей удалось найти человека, который посреди ночи смог отвезти мужчину из Кохтла-Ярве домой.

С помощью отца Валерий с горем пополам поднялся по лестнице на четвертый этаж. В эту ночь в квартире никто не спал. Валерий всю ночь плакал, ничего не говорил, только метался и повторял, что у него все болит.

Утром стало ясно, что лучше ему не стало, и мать снова вызвала скорую. ”Ой, его что, отправили обратно?” — вспоминает она удивление одного из приехавших на вызов медиков.

Скорая быстро забрала мужчину и опять повезла в Кохтла-Ярве. В обед мать с отцом поехали навестить Валерия. Во время визита Валерий несколько раз пожаловался на сильную боль. Но был в сознании и спрашивал про своего сына, который живет с его бывшей женой. Потом он вдруг потерял сознание, произошли судороги. Пришла медсестра, нажала кнопку экстренного вызова и сказала, что родные должны выйти. Все забегали.

Родители отправились домой, в тот же день им позвонили и сообщили, что в ходе экстренной операции их сын скончался.

Шокирующая халатность

Надежда до сих пор не знает, что там произошло на самом деле, но у них создалось впечатление, что сын умер, еще когда они были в больнице.

”Мы слышали, как он вскрикнул пару раз, и все затихло, — рассказывала она СМИ вскоре после трагедии. — На какую операцию его отвезли и отвезли ли вообще, неизвестно. С нами никто на эту тему не захотел говорить. Также никто так и не объяснил, почему его накануне вечером отпустили из больницы, если уже было все так плохо”.

Ведь, рассуждает она, если оба раза ”скорая” ставила диагноз: кровотечение в желудочно-кишечном тракте, то сразу же нужно было отправлять на операцию. Тогда бы это могло спасти его жизнь. А доктор не учел, что у него была язва двенадцатиперстной кишки и особенно опасные для жизни симптомы — кровотечение и рвота, которые были и в больнице.

Расследование полиции показало, что бригада скорой помощи передала пациента отделению экстренной медицины Ида-Вируской центральной больницы с диагнозом ”кровотечение в желудочно-кишечном тракте”. Также у больницы был доступ к предыдущей истории болезни пациента, где черным по белому был указан диагноз ”язва двенадцатиперстной кишки”.

Дежурный врач Игорь Горячев работал в больнице с 2008 года. Он в тот вечер лишь принял Валерия, пообщался с ним и осмотрел. Несмотря на информацию на карте скорой помощи, он не назначил пациенту ни одного дополнительного обследования. В тот же вечер с диагнозом ”расстройство желудка инфекционного характера и гастроэнтерит” Горячев отправил Валерия домой и посоветовал обратиться к семейному врачу.

По мнению окружного прокурора Ольги Дороган, Горячев небрежно выполнил свою работу и виновен в случившемся. А именно своим бездействием причинил по неосторожности смерть другого человека.

Позиция прокурора заключается в том, что, если бы врач достаточно тщательно осмотрел пациента, изучил историю болезни и назначил гастроскопию, то понял бы, что происходит в его кишечнике. Тогда можно было бы вовремя начать лечение, и шансы Валерия остаться в живых были бы выше.

Когда об этой истории заговорили впервые, Ида-Вируская центральная больница прокомментировала тогда ситуацию так: в заключение экспертной комиссии по качеству медицинских услуг нигде четко не сказано, что смерть пациента наступила из-за некачественного оказания помощи.

”Первый раз врач осмотрел пациента, и тот диагноз, который поставила скорая, не подтвердился, — комментировала тогда ситуацию больница. — Поэтому не было показаний для хирургического вмешательства. К сожалению, лечение не дало желаемого результата”.

Однако прокуратура все же увидела состав преступления в действиях врача, более того, у полиции были основания предполагать, что именно врач виновен в смерти мужчины, и Вируская окружная прокуратура предъявила ему обвинение в причинении смерти по неосторожности. Во вторник Игорь предстал перед судом в Кохтла-Ярве, но не признал себя виновным. Суд возбудил судебное следствие с рассмотрением доказательств.

Обвиняемый свою вину на суде не признал. В Ида-Вируской центральной больнице он больше не работает, но трудится в Karell Kiirabi.

Сейчас стоит вопрос о том, в результате чего скончался мужчина: в результате неверного диагноза или он умер бы в любом случае.

Согласно пенитенциарному кодексу, наказание за причинение смерти по неосторожности составляет до трех лет лишения свободы.

Ошибку сложно доказать

Увы, это далеко не первая жалоба на данную больницу. Ида-Вируская центральная больница уже мелькала в СМИ в связи с деятельностью другого врача, Яака Линда, который делал операции по уменьшению желудка.

Вследствие которых один пациент скончался, его не удалось спасти, второй остался инвалидом, и только третьему удалось недавно получить компенсацию в размере 23 000 евро.

В общей сложности из девяти проведенных операций три оказались неудачными: одна женщина скончалась, второй нанесен тяжелый вред здоровью, третьей — более легкий, четвертой пациентке было обещано, что после операции шрама не останется, но он остался.

История началась в 2012 году, года больница решила предоставлять услуги по бариатрической хирургии. С финансовой точки зрения это было очень выгодное начинание, так как финансировалось Больничной кассой. Операции по уменьшению желудка в Эстонии имеет право проводить любой общий хирург, отдельное обучение необязательно. Общество бариатрической хирургии все же советует сначала провести 80 операций вместе с опытным в данной области хирургом. Доктор Линд же ограничился небольшим курсом операций на морских свинках.

Одна из первых пациенток, Галина, на следующий после операции день почувствовала себя плохо. Ее с осложнениями отвезли в Клинику Тартуского университета. Врачи боролись за ее жизнь несколько месяцев, сделав несколько операций, но безрезультатно.

”У пациентки возникли послеоперационные осложнения, и ей сделали новую операцию. После этого стали отказывать органы и возникли новые осложнения. Когда для выяснения причин смерти мы обратились к эксперту, то получили ответ, что причинами являются недостаточность органов и осложнения после лечения. К сожалению, конкретного виновника установить не представлялось возможным”, — сказал прокурор по особо важным делам Калмер Каск.

Свою роль сыграло и то, что документы были составлены ненадлежащим образом. Супруг погибшей в рамках уголовного дела предъявил требование о возмещении ущерба на сумму 200 000 евро, но не получил ничего.

У Ирины тоже после операции начались осложнения, для ликвидации которых доктор Линд провел еще одну операцию. К сожалению, он пропустил еще несколько осложнений, в результате чего пациентку пришлось перевести в Северо-Эстонскую региональную больницу в Таллинне. Женщина и по сей день испытывает проблемы со здоровьем.

В отношении этого эпизода вину врача — халатность — можно было доказать, и прокурор был готов предъявить обвинение, но дело закончилось консенсусом. Ирина и представители Линда договорились о возмещении ущерба на сумму 23 000 евро. По данным Eesti Päevaleht, именно больница расплатится с Ириной.

Еще одна пациентка, Тереза, тоже пострадала от осложнений после операции, проведенной Яаком Линдом, но, к счастью, не так тяжело. Но в этом случае эксперты пришли к мнению, что остается неясным, можно было бы предотвратить эти осложнения более хорошим лечением. По оценке экспертной комиссии, в бариатрической хирургии Линд кажется неопытным, но нет доказательств того, что осложнения возникли именно в результате выбранной им тактики лечения. Таким образом, данный эпизод также выпал из дела.
Тереза тоже ходатайствовала о возмещении ущерба на сумму 200 000 евро, но ничего не получила.

Эта серия прецедентов привлекла внимание полиции, которая под руководством Вируской окружной прокуратуры начала расследование. Возбужденное тогда уголовное дело было закрыто лишь недавно.

Доктор Яак Линд продолжит работу в качестве хирурга и руководителя клиники хирургии в Ида-Вируской центральной больнице, однако непосильных операций ни он, ни больница проводить не будут.

Любопытно, что в 2013 году, будучи сам подследственным в уголовном деле в связи со смертью пациента, доктор Яак Линд в качестве эксперта давал показания в защиту Игоря Горячева. Однако Окружной суд не счел их достойными доверия, поскольку оба врача работали в одной больнице.

Поделиться
Комментарии