Консультант по карьере Диана Удалова советует отвечать на подобные вопросы в контексте предлагаемой работы.

”Например, иногда можно сказать, что семейное положение позволяет работать по графику, который имеется в фирме. А семья всегда поддерживает вас во всех начинаниях”, — советует она.

”Работодатель не может спрашивать о личной жизни потенциального работника. В том числе о семейном положении, количестве детей и планах их завести, — говорит уполномоченная по гендерному равноправию Мари-Лийз Сеппер. — Нельзя также спрашивать о том, часто ли болеют дети, и есть ли на попечении потенциального работника больные родственники”.

По закону, все вопросы работодателя должны быть связаны с конкретными требованиями на предлагаемой должности. Помимо семейной жизни, нельзя также спрашивать о политических взглядах, национальности человека, его вероисповедании и членстве в каком-либо обществе.

”Если работодатель задает подобные вопросы и выбирает подходящего кандидата на основе ответов, то это может считаться дискриминацией”, — утверждает Сеппер.

По ее словам, даже требование фотографии в резюме не является оправданным, только если речь не идет, к примеру, о вакансии модели.

”К сожалению, до сих пор не все работодатели и соискатели работы знают об этих запретах. Поэтому в сфере трудовой занятости часто происходит нарушение закона, что является серьезной проблемой”, — констатирует уполномоченная.

Она говорит, что жалоб, связанных с дискриминацией на работе, поступает много. Чаще всего такие проблемы решает комиссия по трудовым спорам или гражданский суд. Если вина работодателя признана, то он должен возместить имущественный и моральный ущерб.

История из жизни

К уполномоченной по гендерному равноправию поступило заявление от Веры (имя изменено — прим. ред.). Женщина жаловалась на фирму, которая, по ее словам, не приняла ее на работу из-за русской национальности. При этом опыт и квалификация женщины соответствовали требованиям вакансии.

Вера дважды пыталась устроиться в эту фирму и дважды получала отказ. А на работу приняли эстонцев, чье образование и опыт не были выше, чем у Веры.

Изучив позиции двух сторон, уполномоченная по гендерному равноправию обнаружила в действиях фирмы признаки дискриминации. Таким образом, в течение года после этого решения у Веры было право потребовать от фирмы возмещения морального ущерба.

Некоторые примеры, когда имеет место дискриминация:
1. Соискателю-неэстонцу на интервью говорят, что место уже занято. Через несколько минут человеку такого же возраста, но эстонцу, в ходе интервью дают понять, что он подходит для работы, хотя у него отсутствует соответствующий опыт.
2. В газете опубликовано объявление о приеме на работу торгового представителя, который должен быть мужчиной в возрасте 20-35 лет.
3. Предприятие получает CV от кандидатов на рабочее место и автоматически отклоняет всех, у кого неэстонское имя, обосновывая это тем, что кандидат не владеет эстонским.
4. Предприятие предпочитает работников мужского пола, объясняя это тем, что женщины часто находятся на больничном с детьми.
5. Во время интервью у молодой женщины спрашивают, планирует ли она в ближайшие годы прибавление в семье.

Источник: Центр прав человека.

Поделиться
Комментарии