У самих проблемы на работе или в личной жизни, что-то там где-то не складывается. И на ребенка порою времени нет — столько, сколько нужно. Большой уже вроде. Почти половина детей в возрасте 11–15 лет чувствуют каждую неделю подавленность и ненужность. Есть ли среди них ваш ребенок?

Шокирующие новости: все больше детей в Эстонии принимают антидепрессанты и успокоительные. Все больше детей и их родителей обращаются к специалистам. Все чаще дети причиняют сами себе повреждения.

Специалисты с разных служб отмечают резко возросшее количество детей, которым срочно нужна психологическая помощь. Дети звонят и жалуются… совершенно незнакомым людям. Почему? Потому что в школе проблемы, да и дома от них отмахиваются!

Но почему они стали вдруг никому не нужны?


Не проспите проблему

”На номер помощи детям 16111 часто в последнее время звонят подростки и выражают очень грустные мысли, — говорит Мари-Лийз Мянд, руководитель по проектам семейной врачебной консультации (Arstlik Perenõuandla). — Мы не ставим диагнозы и не оцениваем состояние здоровья детей, но из участившихся звонков следует, что им грустно и очень одиноко. Им не с кем поделиться своими проблемами. Они чувствуют себя никому не нужными”.

Каждый день к ним обращаются с подобными проблемами в среднем от трех до пяти детей. Бывает так, что дело еще не совсем запущено, и ребенку нужно просто выговориться и своими печалями с кем-то поделиться. Ему нужен хоть кто-то, кто бы выслушал. Просто спокойно его выслушал. Может быть, подсказал, в каком направлении еще можно двигаться. Но не учил, как жить. Не давал непрошенных советов. Просто выслушал.

Но бывают и сложные случаи, когда душевное состояние ребенка уже сильно пострадало из-за той ситуации, в которой он оказался.

”В таких случаях нужно привлекать специалистов. Но самая важная роль — у родителей, — говорит Мари-Лийз Мянд. — Нужно, чтобы они могли заметить, что с ребенком что-то не так, понимать его и поддерживать. Только специалисты в данном случае не помогут”.


Дорогая, мы убиваем детей!

Исследований по поводу душевного здоровья детей и подростков в Эстонии проводилось несколько. Одно из них было в 2011 году, и его проводил Эстонско-Шведский институт душевного здоровья и суицидологии. В течение трех лет длилось это исследование, в нем принимали участие 1038 учеников 8–9 классов из 19 школ нашей страны — мальчики и девочки 14–15 лет.

Результаты шокирующие: у 75% девочек и 58% мальчиков есть проблемы, из-за которых они не могут по ночам спать. 87% девочек и 68% мальчиков чувствуют себя одинокими.

Но клиническая депрессия была диагностирована только у 28 учащихся из всех ответивших (то есть у 2,7%), из них 22 — девочки. Это совершенно не значит, что у остальных ее не было — возможно, родители списывали все на трудный возраст и не обращались к специалистам.

Девочки и чаще причиняли сами себе вред: резали кожу так, что оставались шрамы, сами себе устраивали ожоги при помощи горящей спички, сигареты или зажигалки, нередко это все заканчивалось тем, что нужна была медицинская помощь. В общей сложности такими вещами занималась треть от всех опрошенных, но девочки явно лидируют.

Очень многие ученики подвергаются насмешкам и издевательствам в школе. Их высмеивают, отбирают вещи, деньги и еду, толкают и бьют, игнорируют и не принимают в компанию, причиняют боль.

Тех, кто часто думал о том, что жизнь не стоит того, чтобы жить, — было 41. И еще 183 ученикам эта мысль время от времени приходила в голову. Более половины из них хотели умереть. У некоторых был даже конкретный план, как это сделать…

Выводы исследователи не делали, но все и так ясно. Если над ребенком издеваются в школе, бьют и не принимают в компанию, дом — то самое место, где он будет искать поддержки и защиты. А если его проблемы игнорируют, если папа с мамой постоянно заняты своими делами, и им не до ребенка, то неудивительно, что он чувствует себя потерянным и ненужным и не видит смысла жить.

В 2014 году похожее исследование провел Институт развития здоровья. В нем принимали участие уже более 4000 учеников. И снова в группе риска — девочки. По сравнению с мальчиками, у девочек 13–15 лет подавленное настроение и грусть встречается в три раза чаще. У порядка трети детей в возрасте 11–15 лет за последний год были состояния депрессии — у 37% девочек и 23% мальчиков.

По сравнению с 2010 годом, дети стали чаще испытывать грусть и подавленность. И в группе риска — эстонцев меньше, чем русских.

Как правильно с ними разговаривать?

”Мне частенько звонят дети, — говорит руководитель ”Линии жизни” Владимир Авраменко. — Обычно их волнуют проблемы в школе и проблемы с родителями”.

Дети очень переживают, что с ними не дружат сверстники, плохо к ним относятся одноклассники, их не принимают в компании, учителя, бывает, сверхтребовательны, не складываются отношения с каким-то конкретным учителем. И, по мнению Владимира Авраменко, если что-то не ладится в школе, с учителем, с классным преподавателем не складываются отношения, тогда школу лучше сменить.

А что касается требований, которые ребенку кажутся порой слишком завышенными, то нужно сказать, что вы понимаете, что ему тяжело, но лучше все же стараться и учиться.

Дома же самая большая проблема, которая волнует детей. — это то, что родители ругаются между собой. Дети очень страдают от этого. И они не знают, что им делать и как им поступать. Когда родители ругаются, психолог советует не становиться ни на чью сторону и подождать.

”Родители должны понимать, что маленький человек заинтересован в том, чтобы семья была. И ваша ругань порой воспринимается как конец света, — подчеркивает психолог. — Родители думают, что если дети ссор не слышат, то все нормально. Но дети все чувствуют, считывают эмоции, поэтому лучше отложить выяснение отношений до того времени, как чадо уйдет в школу или на тренировку”.

Некоторые родители пытаются вовлекать детей в ссору, переманивать на свою сторону, чтобы маленький человек сказал, кто прав, кто виноват. Рассудил их. Но это непозволительно! Ведь тогда ребенок сам чувствует себя виноватым.

”У каждого переживающего по поводу какой-либо проблемы человека есть ряд причин, которые привели к этой ситуации. Мы пытаемся выяснить, что за причины. Узнаем, как человек сам видит эту ситуацию, почему она возникла? — рассказывает специалист. — С детьми и подростками нужно быть очень осторожными. Не упрекая ни в чем и не поучая (они срываются тут же, что учителей, которые их учат, как жить, и так много!), важно утешить ребенка. Мы говорим о родителях, пытаемся поднять их авторитет”.

Как правило, дети знают, что они хотят, но у них не хватает мудрости и опыта, чтобы понять, как этого достичь. И важно при оценке ситуации вместе с чадом не вызвать обиду и злость, а обрисовать, какие есть варианты, и оставить выбор за ребенком.

”Например, ребенок не хочет учиться, — приводит пример Владимир Авраменко. — Но надо сказать: у тебя, к сожалению, есть только такой вариант. По закону, ты должен закончить школу. Это твоя обязанность, все должны так делать. Ты можешь подойти к учителю, если есть пробелы, и попросить у него помощи”.

Разговаривать с детьми нужно таким образом, чтобы они чувствовали участие, что вы тоже заинтересованы в решении его проблемы. Если ребенок начинает спорить, то это уже форма защиты. Значит, разговор идет не так, он чувствует, что вы на него нападаете.

И в конце нужно похвалить — хоть за что-то. Дети очень ранимы, и разговор должен быть очень деликатным.

Ведь ребенок может пережить все проблемы, если он чувствует любовь и поддержку близких. А если ее нет?

Поделиться
Комментарии