Марина признается, что на секунду даже задумалась. Но в Эстонии суррогатное материнство запрещено законом.

Доктор Андрей Сырица из тартуской клиники Elite считает, что не всегда это хорошо.

”Есть коммерческое суррогатное материнство — когда вы просите кого-то за деньги родить для вас ребенка, — поясняет доктор. — Например, как в Голливуде: звезды не хотят портить фигуру, чтобы грудь обвисла и так далее. Я выступаю против такого суррогатного материнства. Чтобы те, кто побогаче, не использовали людей, находящихся в более уязвимом материальном положении. Но бывают разные случаи. Например, когда пара очень хочет, но не может родить ребенка. И тогда кто-то из родственников, мама или сестра, могут помочь женщине”.

Стать мамой для внучки

Андрей Сырица вспоминает историю, произошедшую в Эстонии. Женщина по молодости сделала аборт и в результате потом выяснилось, что она уже никогда не сможет родить. Ее мама решила ей помочь. Но потом муж матери выступил против беременности в таком возрасте, и эта история закончилась ничем.

”Я считаю, что правительство должно учитывать и права малых групп населения. Ведь как получилось, что суррогатное материнство в Эстонии стало запрещено? При принятии закона в 1998 году запрета не было. И только потом группа юристов приняла закон, по которому суррогатное материнство стало уже запрещено. И что, толпы людей вышли на улицы с транспарантами? Нет. По данным за последние 5 лет, это касается 10-20 пар. И пока об этом не говорят в широких массах, пока тысячи людей не требуют от политиков изменения этого закона, ничего не изменится!” — подчеркивает врач.

Он считает, что в данном случае решение на запрет на суррогатство для всех довольно жесток. ”Ведь если женщина хочет и может помочь, например, своей сестре выносить и родить ребенка, то что в этом неэтичного или опасного?” — рассуждает доктор. И приводит в пример Финляндию, где даже хорошая подруга может стать суррогатной матерью.

”Например, в Литве запрещено донорство спермы. В Эстонии и Латвии разрешено, а в Литве запрещено. И что делать литовцу, у которого жена не может родить? Отправлять ее на улицу? Посылать к другу? Ехать в другую страну, где это разрешено?” — задается вопросами доктор Сырица.

Он недоумевает: почему проституция в Эстонии разрешена всем, а суррогатное материнство никому? Но убежден: пока люди будут возмущаться только на кухне, не вынося свои проблемы на политический уровень, ничего не изменится.

По дешевке без гарантий

Тем не менее, желающие могут продать нуждающимся собственные яйцеклетки и на этом заработать. При этом важно отличить безопасные варианты от довольно рисковых.

”В 2012 году на одном нарвском форуме было объявление: ”Купим яйцеклетки”. Цены варьировались от 600 до 1000 евро за штуку, — рассказывает член правления MTÜ Eluliin Эда Мельдер. — С этим объявлением, как выяснила журналист Eesti Päevaleht Кадри Ибрус, была связана одна фирма в Грузии, где и делались операции по пересадке яйцеклетки суррогатной матери. В Грузии суррогатное материнство разрешено”.

Эда Мельдер подчеркивает, что обычно в подобных ситуациях рисуется очень радужная картина: вы едете за границу, вам платят деньги за каждую яйцеклетку, которую у вас изымут, и вы в добром здравии возвращаетесь домой. Те, кто подали объявление, рассчитывали на более уязвимое положение жителей Ида-Вирумаа — так как регион более бедный, и люди там, предположительно, по расчетам подавших объявление, менее знакомы с законами и правами человека.

Как следует из публикации в газете, в этой истории были замешаны два эстонских врача, и в Эстонии был филиал этой организации.

Попались ли на эту удочку женщины из Эстонии — неизвестно. Был ли кто-то завербован по этому объявлению — тоже неизвестно. Специалистам сообщили об этом объявлении, потому что были подозрения на вербовку при торговле людьми. Реакция прессы и органов, которые борются с торговлей людьми, была быстрой, и объявление убрали.

”В подобных случаях нужно тщательно все взвесить: где гарантия, что операция будет проходить в хороших условиях? В Индии, например, больницы совершенно другие, нежели у нас. Где гарантии, что не будет нанесен вред вашему здоровью? Что вам честно скажут, чего и сколько у вас изъяли? Что у вас изымут именно яйцеклетки, а не почку, например?” — задается вопросами координатор центра Atoll Роман Крылов.

Он подчеркивает, что так как у нас суррогатное материнство запрещено, то некоторые пары из Эстонии делают такие операции в Индии, где это разрешено. ”Цены начинаются от 100 тысяч евро, — отмечает Роман Крылов. — Напомним, женщинам за изъятие яйцеклетки предлагали всего 600-1000 евро, то есть в 100 раз меньше”.

Заработать или попасть в беду?

Эда Мельдер и Роман Крылов — специалисты, много лет занимающиеся проблемой международной торговли людьми. И они подчеркивают, что в Эстонии за последние годы официально не было ни одного случая незаконного изъятия донорских органов или принуждения к донорству. Но это только официально.

”Были ли у нас жертвы — никто не знает, потому что о таких случаях никто не сообщал, — подчеркивает Роман. — Ведь самый простой способ изъятия донорских органов — убийство. На втором месте — операция без ведома человека. То есть усыпить и изъять все, что нужно. И тут не только яйцеклетки — печень, почки, сердце котируются выше всего. И третий вариант — договориться с человеком. Но ни один человек заранее не представляет, что это: жить, например, с одной почкой. Что это три раза в неделю ходить на гидролиз и быть 100-процентным инвалидом”.

Самым ужасающим случаем за последнее время была история, произошедшая в Великобритании: 12-летнюю девочку привезли из африканской страны на продажу органов.

”Читая подобные объявления, всегда стоит помнить: у нас один из самых высоких показателей по торговле людьми в Европе на 100 000 жителей. По данным отчета Евростата, в Эстонии в 2010 году на 100 000 жителей были идентифицированы 4,3 жертвы торговли людьми. Это пятый результат по ЕС, — подчеркивает Эда Мельдер. — Самый большой показатель по Евросоюзу — Кипр (6,3 человека на 100 000 жителей). Самый низкий — Португалия и Литва (0,1)”.

Специалист добавляет, что это только идентифицированные жертвы, то есть те, кто обратился или о ком узнали. И эти цифры — не показатель активности криминальной среды, а показатель, насколько хорошо у нас работает полиция и общество по определению пострадавших.

”Да, у нас преобладают другие виды торговли людьми, и изъятие органов чаще встречается в странах третьего мира, — отмечает Эда Мельдер. — Но все же то объявление показывает, что и у нас могут вывозить людей за границу с предложением подзаработать, а уж вернутся ли они оттуда и в каком состоянии — никто не знает!”

Поделиться с нуждающимися

Но заработать на частях собственного тела, как выясняется, можно и в Эстонии. Причем совершенно легально. И размер компенсации не сильно отличается от цены, указанной в вышеупомянутом объявлении.

Те, у кого нет своих половых клеток, вынуждены использовать банк донорских половых клеток. В Эстонии по закону это разрешено. И можно — при отличном здоровье и других составляющих — стать донором, получая за это компенсацию.

”Женщине природа дала большой потенциал. У нее в течение жизни во время овуляции высвобождаются до 400 тысяч яйцеклеток! Но у нас в стране женщины рожают по 1-2 ребенка. А яйцеклеток — десятки тысяч в яичниках. И некоторые сознательные женщины соглашаются отдать свои яйцеклетки другим, чтобы и у тех могли родиться дети”, — описывает ситуацию доктор Андрей Сырица.

Он подчеркивает, что донорство половых клеток разрешено в Эстонии либо между родственниками, либо анонимное.

”То есть или кто-то из родственников выручает женщину, или же человек, о котором семья никогда ничего не узнает. Максимум, что могут сообщить реципиенту (получателю половых клеток), — рост, вес, цвет волос и цвет глаз, национальность, группа крови, резус-фактор. Фотографий донора тоже никто никому не показывает. Подойти к кому-то на улице и сказать: ”Вы мне нравитесь, не согласитесь ли дать яйцеклетку, я хочу такого же ребенка” — нельзя. Иначе через какое-то время может получиться ситуация: вот твои деньги, отдай мне ребенка!”, — объясняет доктор.

60 евро за 15 минут

Андрей Сырица подчеркивает, что примерно у 1-3% женщин нет яйцеклеток вообще.

”Это зависит от многих факторов, и может быть и в 20, и в 30, и в 40 лет. Подсаживать донорские яйцеклетки в Эстонии по закону можно женщине до 50 лет. Донор может быть не старше 35 лет. Предпочтение отдается женщинам-донорам, у которых уже есть дети”, — поясняет нюансы врач.

Доктор добавляет, что это происходит не бесплатно. Но деньги платят донору не за количество или качество яйцеклеток, а за потраченное время, транспорт, причиненные неудобства.

”Женщина-донор должна принимать лекарства, неоднократно проходить осмотр у гинеколога и перенести операцию под наркозом. Подготовка к донорству длится чуть больше месяца. Операция по изъятию яйцеклеток — 10 минут. Женщина получает за это компенсацию в размере 640 евро. Для сравнения донор спермы получает 60 евро за один раз сдачи эякулята”, — подчеркивает доктор Сырица.

Он отмечает, что несмотря на все неудобства и неприятные моменты, женщин-доноров все же больше, чем мужчин. Хотя 15 минут (или даже меньше) мастурбации стоят больше, чем часовая зарплата топ-менеджера.

Да, им нужно для этого сделать все анализы — на инфекции, на качество спермы, пройти беседу. Но весомый бонус донорства — человек узнает о своем состоянии здоровья много нового.

”Что касается качества, то мы получаем у женщины-донора за раз примерно 12-14 яйцеклеток, и только 70% в среднем из них оплодотворяются. Да и из десяти кандидатов на донора из мужчин, донорами становятся только у один-два. Потому что репродуктивная функция у разных людей разная”, — подчеркивает доктор.

Поделиться
Комментарии