– Мы сейчас находимся в крайне интересной, но непонятной и пугающей фазе, когда все действующие на международной арене субъекты, от самых больших до самых маленьких стран, ужасно напуганы, — говорит Лукьянов. — Они не понимают, что на самом деле происходит. Они поражены тем, что действия, предпринимаемые с какими-то целями, которые ставятся, приводят совсем к другому результату, не к тому, на который рассчитывали. Они все потеряли ориентир движения.

По мнению Федора Лукьянова, процессы, которые сейчас происходят, говорят о вымывании среднего класса. В Америке кто страдает от кризиса? Средний класс. Потому что совсем неимущим терять нечего. Богатые не очень страдают и даже наоборот. А вот средний класс, который всегда был основой, стал жертвой ипотечного кризиса. И это происходит повсеместно.

– То, что в Европе сейчас творится, все эти выступления — это ж тоже выступления среднего класса. Скажем так, дети осознали, что они будут жить хуже своих родителей. Это случилось впервые после Второй мировой войны, когда государство всеобщего благосостояния шло все время вверх. Каждое следующее поколение немцев, голландцев, французов, британцев и так далее жило лучше предыдущего, и это было нормально. А сейчас вдруг стало понятно, что следующее будет жить хуже, а еще следующее — вообще непонятно как: будет у них пенсия, не будет и так далее. И вот это осознание уже приводит к эксцессам и совершенно непонятно, куда дальше заведет.

Бытует мнение, что Евросоюз окончательно разделится на страны первого, второго и третьего сорта.

– Что касается первого, второго, третьего сорта… Это вульгарное описание, — полагает Лукьянов. — В Европе умеют тяжелые ситуации описывать красиво. Там это называется "Европа многих скоростей", "движение по разным трекам".

Ключевой вопрос: кто попадет в первую категорию? Было такое представление, что нужно вернуться как бы к истокам Евросоюза. Вот было сообщество шести стран, и это был почти оптимальный вариант. Если к нему добавить пару успешных стран из позднее вступивших скандинавов, вот оно и будет самое то. Остальных как-нибудь попытаться нивелировать так, чтобы они не очень мешали.

Полная версия статьи — в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии