Приехавший на пару дней в Эстонию Кристофер Анселл — полицейский Скотленд-Ярда с 36-летним стажем. Более 20 лет он занимается проблемой эксплуатации женщин. Он говорит, что законы Эстонии и Великобритании в плане борьбы с торговлей людьми практически идентичны, но в Соединенном Королевстве жертва более защищена, если дело доходит до суда.

«Ни при каких обстоятельствах идентичность жертв сексуальной эксплуатации не должна быть раскрыта. Их имена и лица — табу для СМИ. В суде они могут давать показания за ширмой или вообще не прийти на заседание — прокурор может включить видеозапись, на которой жертва рассказывает о преступлении. Их могут привезти в суд в полицейской машине с темными стеклами. А могут вообще провести процесс и наказать мучителя без присутствия жертвы — если она боится или не хочет вспоминать то, что было», - рассказывает Кристофер.

Если смотреть в процентном отношении, то две трети жертв, обратившихся за помощью в 2013 году в Лондоне, были женщины и треть — мужчины. 42% находились в сексуальном рабстве, 36% подвергались трудовой эксплуатации.

Рабство XXI века

Кристофер рассказывает об операции Ladyburn (каждой операции присваивается свое кодовое название). Мужчина из Чехии был превращен в раба — его привезли в Лондон его соотечественники и заставляли работать. Семья из четырех мужчин, эксплуатировавшая его, жила в особняке, а их раб ютился в сарайчике. Он осуществлял разные работы, был водителем, его заставляли воровать для них. Кормили очень плохо, денег за работу не платили вообще. Угрожали, что расправятся с его семьей, которая осталась на родине.

Когда он однажды отказался делать то, что ему приказывали, его избили, а потом изнасиловали ложкой. Затем эту ложку засунули ему в рот. Его избили настолько сильно, что его пришлось отвезти в больницу. «Но отвезли его не потому, что так заботились о его здоровье, а потому, что он не мог работать. Его нужно было вылечить, чтобы он снова выполнял их поручения», - говорит Кристофер.

После того, как его выписали из больницы, рабство возобновилось. В конце концов, мужчина сбежал из дома и обратился в полицию. «Очень немногие из жертв решаются на этот шаг, потому что их запугивают: полиция вас посадит или депортирует на родину», - поясняет Кристофер.

Когда полиция прибыла на место преступления, выяснилось, что помимо мужчины эксплуатировали еще и 7-летнюю девочку. Если она не хотела работать, на нее натравливали собак. «Ребенок был в ужасном состоянии, - вспоминает Кристофер. - И это была родная дочь одного из мужчин-рабовладельцев».

На суде семья из 4 человек получила в общей сложности 40 лет тюрьмы. И то потому, что они согласились с уликами. Если бы они их оспаривали, наказание было бы гораздо суровее.

Ребенок без детства

Самое страшное, что жертвами становятся и дети. Например, они могут быть похищены и ввезены в страну нелегально или прибыть по поддельным визам. Им могут обещать, что в конце поездки они увидятся со своей семьей, смогут пойти в школу, получат легальную работу. Некоторые дети ввозятся под видом фиктивного усыновления.

На деле же ребенок может быть направлен на принудительную работу или принужден иным способом выплачивать стоимость путешествия. Многие жертвы были завербованы через своих друзей, членов своей этнической группы, некоторые завербованы своими собственными родственниками.

Например, приезжает в западную страну бедная семья с Востока. Они живут на пособия, дети слоняются по улицам, родители ищут деньги, чтобы выжить. Нередко они отправляют детей попрошайничать, а иногда и вообще продают за кругленькую сумму совершенно чужим людям. Например, за 10 000 евро. Что дальше происходит с детьми, их зачастую не волнует. В Эстонии таких случаев пока что выявлено не было.

Документы у ребенка часто изымаются торговцем людьми или работодателем. Свобода передвижения жертв, как правило, сильно ограничена. Заработная плата им не выплачивается или она мизерна. Детей заставляют жить там, где они работают, и им может быть запрещено даже пытаться покинуть это место. К ним может быть приставлен надзиратель, нередко они могут быть заперты. Торговцы людьми активно эксплуатируют эмоциональную уязвимость ребенка для того, чтобы удерживать его под контролем. Как правило, дети не имеют реальных представлений о том, что может их ожидать.

Часто торговцы людьми угрожают ребенку будущим арестом и депортацией, если он предпримет попытку бегства и/или обращения к властям. Многим несовершеннолетним жертвам запрещается ходить в школу. Их заставляют выплачивать несоизмеримо огромные деньги за жилье, еду, одежду. Хорошо, если какой-нибудь разумный взрослый забьет тревогу и обратит внимание на то, сколько часов в день ребенок работает, как оплачиваются эти часы и куда идет заработная плата.

Wodoo people

Дети-жертвы могут быть подавлены психически и совершать что-либо под страхом расправы с их семьей или близкими. Также ребенок-жертва пытается избежать физического насилия и увечий. Жертвы также могут быть напуганы из-за того, что находятся в чужой стране, не имеют документов. В таких условиях они даже могут испытывать чувство безопасности рядом с торговцем людьми.

Кристофер рассказывает об операции Quart Zire. В Великобританию была привезена 14-летняя девочка из Нигерии, ее заставляли работать проституткой. Заставляли при помощи культа вуду, в который девочка сильно верила. Сутенер, представлявшийся шаманом вуду, говорил, что он ее проклянет, если она не будет делать это и это.

«Шаманы вуду — очень влиятельные люди в Нигерии, которым все поклоняются, потому как боятся проклятий с их стороны, - говорит специалист из Скотленд-Ярда. - Нам удалось разрушить страх жертвы, но мы столкнулись с новой проблемой: все переводчики, знающие нигерийский, к которым мы обращались, поговорив с этим «шаманом», отказывались переводить, потому что он грозил проклясть и их».

Несмотря на это, полиции все же удалось довести дело до суда, и торговец людьми получил 20 лет тюрьмы. Кристофер добавляет, что его мужчина, выдававший себя за шамана, тоже проклял. «Но пока со мной ничего не случилось», - широко улыбается он.

Важно говорить правильно

«В Эстонии жертвой может быть признан человек, который признан пострадавшим в рамках уголовного дела. Если дело не открыто или полиции не удалось собрать доказательства, то человек — не жертва, и реабилитации он не получает, - говорит руководитель центра психосоциальной реабилитации жертв торговли людьми Atoll Эда Мельдер. - В связи с этим статус жертвы у нас получает менее 10 человек в год».

Она добавляет, что в случае трудовой эксплуатации у жертвы может быть даже чувство благодарности к тем, кто ее использовал. Например, человек поехал работать в Норвегию, жил там в жутких условиях, получил гораздо меньше денег, чем обещали, но он рад — потому что здесь бы он вообще ничего не заработал.

«Очень важно, - говорит она, - чтобы жертва сексуальной или трудовой эксплуатации, осмелившаяся позвонить в полицию, могла правильно рассказать о своей проблеме. Например, на линию 110 позвонила женщина, которая сказала, что здесь драка, приезжайте. Ей ответили: «Приходите завтра, пишите заявление». А на самом деле избивали ее, но она не смогла сказать это прямым текстом. Если бы она сказала, то сразу бы выехал на место патруль. В итоге — разочарование в полиции, они, мол, не помогают».

Фиктивный брак — это не шуточки

Видов торговли людьми довольно много. Например, дается объявление о заключении фиктивного брака. Женщине обещают 10 000 евро. На деле же выплачивается 2000 евро. Недовольна? Хочешь развестись? Плати 10 000 евро!

«При этом муж может набрать кредитов, а жене придется отдуваться. Брак фиктивный, а долги реальные. Муж после этого может пропасть, и ты его не найдешь, а банки тебя найдут», - рассказывает о последствиях Эда.

Она добавляет, что часто женщины думают, что если брак фиктивный, то никаких сексуальных отношений не будет. На деле же очень многих женщин насилуют их фиктивные мужья. И даже заявление в полицию не подать.

У многих мужья забирают документы и отправляют их на работу — в бордель. Имущество жены во многих странах переходит мужу. А если женщина встретила новую любовь и хочет развестись, то фиктивный муж может потребовать за это вполне реальные деньги.

Наркомулы и танкисты

«Вы думаете, те молодые девочки, которых поймали с наркотиками в Перу, сами их везли? Они жертвы, - говорит Роман Крылов, координатор реабилитационной деятельности центра Atoll. - Вовлечение в занятие преступной деятельностью очень распространено среди молодежи. Девочкам пообещали красивую жизнь, а теперь их ближайшее будущее — много лет тюрьмы!»

Эда Мельдер добавляет, что бывает и экономическое использование, которое уничтожает будущее человека.

«Женщине из социального дома на Туулемаа предлагают, например, 200 евро и оплачивают поездку туда и обратно ей и ребенку в Голландию. За это она должна поставить подпись, что берет на себя ответственность за миллионные долги какой-нибудь фирмы. В итоге она подписывает себе фактически пожизненное проживание в социальном доме — она будет выплачивать чужие долги и уже никогда оттуда не выберется», - приводит пример очередного вида эксплуатации Эда.

Поделиться
Комментарии