Почему вдруг права одного человека становятся важнее, чем безопасность и права остальных 14 жителей подъезда? И кто может помочь в случае, если у вас дома поселился неадекватный сосед? Разбирается "МК Эстония".

”Мы годами страдаем от вони и антисанитарии, — жалуются люди. — У нее дома живет собака, которую она не выгуливает, и бедное животное делает все свои дела прямо в квартире. Чтобы летом нам попасть домой, нам приходилось зажимать носы. Мы живем в этой вони, хотя совершенно не виноваты, что волей судьбы оказались ее соседями, и никому нет до этого дела”.

Более того, непосредственный сосед Яны по имени Пеэтер страдает от того, что от нее к нему идет плесень.

”Стена вся черная”, — говорит мужчина. Устав от такого соседства, Пеэтер попытался продать квартиру, но когда маклер увидела эту стену, она сказала, что это она продать никак не сможет.

”Кто возместит нам имущественный ущерб и вред нашему здоровью?” — недоумевают жители дома.

Всем все равно

Яна живет на пятом этаже, и страдают почти все. Периодически по стенам квартир на третьем и четвертом этажах что-то течет.

”Соцотдел ей носит продукты. Государство платит ей пенсию. И все говорят, что никто ничего с ней поделать не может. Ее закон защищает, а кто защищает нас?” — возмущается соседка Яны Елена Пиндус.

Она отмечает, что из-за совершенно невыносимых условий у нее, хронического астматика, пошли осложнения, и сейчас она вынуждена даже была оформить себе инвалидность.

Жители дома обращались в полицию, поскольку соседка постоянно нарушает и общественный порядок: звонит по ночам в домофоны, водит к себе друзей-алкоголиков, которые пьют и шумят и потом оставляют после себя следы рвоты на лестнице. Но когда приезжал патруль, женщина дверь никому не открывала.

”Обращались и в МуПо — тоже никаких результатов. Обращались в службы защиты животных — никто не помог. Обращались в управу — те прислали отписку, — перечисляет житель того же подъезда Станислав Пихлак. — Вызывали скорую, чтобы отвезти в психиатрическую больницу, но она опять никому дверь не открывала. К тому же у нее растет долг за квартиру”.

Cтарейшина Ласнамяэ Мария Юферева отмечает, что они в курсе проблемы и занимаются поиском ее решения в рамках компетентности соцотдела.

”В то же время у владельцев квартир есть право в данной ситуации применить статью 32 Закона о квартирном товариществе и квартирной собственности, которая позволяет принудительно отчуждать недвижимость, если владелец квартиры неоднократно нарушал свои обязанности по отношению к другим собственникам или КТ, — говорит старейшина. — В то же время если житель дома нарушает безопасность других людей и нарушает порядок, то нужно вызывать полицию, которая при необходимости может применять соответствующие меры для того, чтобы взять ситуацию под контроль”.

Она заверяет, что управа Ласнамяэ со своей стороны готова всячески содействовать КТ для решения проблемы.

Любопытно, но тот же самый ответ, буквально слово в слово, получило месяц назад и правление КТ в ответ на свое обращение. И у людей осталось стойкое впечатление, что их просто отфутболили.

Никто помочь не может

Как же быть, если рядом живет неадекватный сосед, и кто может на него повлиять?

”Если человек проявляет агрессию, нарушает общественный порядок, или есть основание полагать, что поведение человека может быть опасно как для окружающих, так и для самого человека, то есть помощь и вмешательство полиции требуется незамедлительно, будь то общественное место или квартирный дом, следует позвонить по номеру 112, — говорит руководитель участковых полицейских Ида-Таллиннской группы Ида-Харьюского отделения полиции Маргарита Ингель. — Если какая-то либо проблема с соседями имеет постоянный характер, и ее не получается разрешить силами квартирного товарищества, то следует обратиться к своему участковому полицейскому, который может привлечь к разрешению проблемы другие службы и партнеров по сотрудничеству”.

”Мы обращались много раз, — возмущаются жители дома. — Полицейские приезжают, она им дверь не открывает, и они уходят. Один раз они вызвали спасателей, которые хотели вырезать дверь, так эта женщина сказала, что она выпрыгнет с балкона. И службы уехали. Теперь они даже не приезжают. И на наши многочисленные письма и заявления не отвечают”.

”Например, если сложилась ситуация, когда у представителей квартирного товарищества или соседей есть основания полагать, что кто-то из членов квартирного товарищества или жильцов дома в силу здоровья или социальных навыков не справляется с самостоятельным проживанием, чем может представлять опасность себе или окружающим, надо постараться найти совместно решение проблемы, сначала обратившись к близким родственникам этого человека”, — советуют в полиции.

”У нее есть мама, так она считает, что ее дочь — самая лучшая, и никаких проблем у нее со здоровьем нет, — отвечают жители дома. — Мы пытались на Яну влиять через ее маму, когда она еще приходила. Безуспешно. Сейчас она не приходит, у нее тоже проблемы со здоровьем, она лежит в каком-то хосписе”.

Два варианта

Юрист Данил Липатов отмечает, что у КТ в этой ситуации есть два выхода. Первый — если человек добровольно съезжать не хочет, то принудительно отчуждать недвижимость. Но по закону о предстоящем собрании, где будут решать этот вопрос, нужно обязательно сообщить владельцу квартиры, а председатель товарищества сетует, что проблемная соседка письма в руки не принимает, дверь не открывает и объявления на стенде, скорей всего, тоже не читает.

”Очень просто, — заверяет юрист. — Можно отправить заказное письмо, и тогда с точки зрения закона обязанность КТ уведомить человека считается выполненной. Получил он его или нет — роли уже особой не играет”.

”У нас кредиты, — говорят жители дома, — и денег на толкового юриста просто нет. По сути, это проблема только нашего подъезда, и, скорей всего, жители трех остальных подъездов будут против того, чтобы собирать дополнительно еще деньги на юриста”.

Но в свете того, что управа Ласнамяэ согласна оказывать товариществу, по заверениям Марии Юферевой, всестороннюю помощь, и при управе действует правовая комиссия по вопросам КТ, возможно, товариществу следует обратиться туда и попросить о бесплатной юридической помощи.
Второй же выход в данной ситуации тоже лежит через управу. Точнее, через соцотдел.

”Если у человека есть психиатрическое заболевание, то можно ходатайствовать о том, чтобы соцотдел подал в суд о признании человека недееспособным, при необходимости, чтобы ему назначили лечение и опекуна, — советует юрист. — И тогда уже договариваться обо всем с опекуном”.

В полиции тоже советуют обратиться в социальный отдел местного само-управления.

”В зависимости от необходимости, человеку может быть назначено опорное лицо, которое помогает справиться с решением проблемы и улучшить качество жизни, помочь получить медицинские или реабилитационные услуги. Социальные работники местного самоуправления смогут оценить ситуацию, в которой человек находится, и могут предложить конкретное решение”, — добавляет полицейский.

Так что, получается, круг замкнулся. Если в управе обещают всесторонне помогать, то пусть и привлекают к решению данного вопроса юриста и соцотдел. Потому что спасти жителей второго подъезда в данной ситуации больше просто некому.

Поделиться
Комментарии