Идут к семейному, тот назначает обследования, но и врачи-специалисты никаких причин не находят. И осторожненько так говорят, что это, может быть, психологическое. Тысячи людей годами страдают от необъяснимых приступов паники и не могут найти решение проблемы. Как быть и чем лечить, при помощи специалистов и выясняла ”МК-Эстония”.

”Я иду по улице. Солнышко светит. Внезапно небо накрывает огромная туча, и мне становится тяжело дышать. Я хватаюсь за забор рядом, чтобы не упасть. Мимо идут люди. Никто не обращает на меня внимания. Мне плохо. Я сейчас умру. А люди идут. Мимо”.
Такие слова написал в социальной сети один из людей, чей голос каждый день слышит вся страна. Его знают в лицо многие. Но в тот момент никто из шедших по улице не остановился и не помог.

Закончилось все, к счастью, хорошо. ”Остановилась машина. Вышел парень с наколками на пальцах, усадил меня и спросил, куда отвезти. Я сказал, домой. Он предлагал в больницу, но я отказался. Довез. Спасибо ему огромное!”

Видимо, тот человек знал, что делать. И поступил правильно. Но большинство людей идут мимо.

Замкнутый круг

О панических атаках в открытую говорить не принято. Известный человек, кстати, вскоре ту свою запись удалил.

Люди зачастую стесняются признаваться в том, что страдают от панических атак. И живут годами, не прося о помощи и не обращаясь к врачу.

Психиатр Андрес Лехтметс отмечает, что панические атаки лечатся как у психолога, так и у психиатра. И даже семейный врач может назначить лечение.

”Это очень распространенное тревожное расстройство”, — констатирует доктор.
Психолог и гипнотерапевт Никита Григорьев отмечает, что паническая атака — это, по сути, нормальная реакция организма на стресс.

”Обычно, когда это происходит, колотится сердце, кружится голова, сложно дышать, — описывает происходящее специалист. — Кажется, что вот мой последний вздох, и сейчас я умру. От этого паника. Вырабатываются адреналин и гормоны стресса. Человек нервничает еще больше. Становится еще хуже”.

Психолог подчеркивает, что в первый раз человек может сильно испугаться и решить, что умирает. Вызвать скорую. Те обычно ничего не находят и советуют обратиться к семейному или психологу.

”Как большинство людей воспитывали? — рассуждает Никита Григорьев. — Что ”я” — последняя буква алфавита. Нельзя показывать эмоции. Если тяжело, не нужно жаловаться. В итоге человек настолько глубоко погружается в стресс, что уже не воспринимает сигналы организма об усталости. В итоге организм берет в критической ситуации управление на себя, чтобы показать, что с ним так больше нельзя. А как он может воздействовать на человека? Впрыснуть ему гормонов, например. В итоге человек испытывает вышеперечисленные симптомы и начинает бегать по врачам, и кто-нибудь в итоге ему все же скажет, что нужно больше отдыхать и о себе заботиться”.

Психолог добавляет, что с недавних пор семейный врач тоже может выписывать антидепрессанты.

”Иногда они пациенту подходят, — поясняет Никита Григорьев. — Но если в жизни человека ничего не меняется, то симптомы могут оставаться прежними, и антидепрессанты уже перестанут помогать. В этой ситуации, как мне кажется, некоторые психологи и психиатры — по разные стороны баррикад. Скажу сразу: просто найти волшебную таблетку, которая решит проблему, — нереально. Нужно найти причину и что-то поменять в жизни”.

Он приводит аналогию: антидепрессанты по сути работают так же, как водка и кокаин. Они на время заглушают проблему, но они ее не решают. И чем раньше начать все же искать корни ситуации, тем лучше.

Как же быстро можно улучшить состояние человека? Никита Григорьев говорит, что обычно за месяц — то есть за 3–4 сеанса, один сеанс в неделю. При условии, конечно, что человек хочет решить проблему, выполняет все инструкции терапевта и делает домашнее заданее.
”Надо помнить, что это не проходит моментально, особенно если человек жил с этим годами, — подчеркивает специалист. — Но я делаю все от себя зависящее, чтобы дать человеку инструменты, которые он сможет использовать, чтобы справляться с панической атакой”.

Истории из жизни

Юля (30) страдает от панических атак уже лет десять. Она ходила к психиатру, который назначил ей антидепрессанты и курс терапии у психолога.

”Один сеанс стоит 30 евро, — говорит женщина. — В месяц их надо четыре. Плюс таблетки. Психологов меняла, потому что они не помогают. Приступы периодически повторяются”.
Знакомый Юли говорит, что виной всему — психиатр, который постоянно прописывает ей антидепрессанты. Но те лишь купируют симптомы, а проблему не решают. Но у врача нет времени постоянно следить за состоянием пациентки, да и время визита — всего 10 минут, поэтому ему проще выписать ей новый рецепт и таким образом хоть как-то контролировать ситуацию.

”У нее, как я понял, приступы возникают, когда она не справляется с жизнью, — говорит знакомый. — Вместо того, чтобы решать проблемы по мере их возникновения, она их откладывает в долгий ящик, и в итоге, когда они превращаются в снежный ком, на нее накатывает паника. Ей хочется убежать от ответственности. Но таблетки лишь помогают ей проще относиться к жизни, а проблему не решают. В итоге проблема никуда не исчезает, ее просто подавляют, но рано или поздно приступы возникают снова”.

Другая дама, Марина (40) с паническими атаками сталкивалась лишь дважды. Первый раз это было перед свадьбой.

”Я помню, что вышла на балкон, и внезапно это случилось, — говорит она. — Я чуть с балкона не упала… Я вспомнила совет ”дышать, когда нервничаешь” и стала дышать. Стало еще хуже. Тогда как-то доползла до дивана и легла. Начала дышать медленно и по чуть-чуть”.

Она вспоминает, что это было очень внезапно, но никто не мог объяснить, что это такое. Думали, что сердце.

Через некоторое время ситуация повторилась — тоже где-то на улице. Но больше атак не было, хотя прошло более десяти лет.

”Если бы я знала, что это паническая атака, то, конечно, подошла бы к делу серьезно, обратилась бы к врачу, — говорит Марина. — С другой стороны, ничего такого тогда и не было — ни депрессий, ни ссор, ни скандалов. И тут такой страх космического масштаба! По симптомам очень похоже на инфаркт”.

Но тут теоретически можно списать произошедшее на стресс перед новым этапом — все-таки замужество, новая семья и так далее.

На пустом месте?

Однако у живущей в Германии Карины (50) панические атаки — дело обычное. Она — домохозяйка, замужем, детей нет. Подруги говорят, что она очень экзальтированная — буквально про каждый свой чих может рассказывать по телефону часами.

И у нее — постоянные панические атаки, которые она подробно живописует всем близким и знакомым. Медики скорой, которые ее анамнез буквально наизусть уже знают, научили ее дышать в пакетик — бумажный или полиэтиленовый. Помогает справиться. Но все равно атаки периодически дают о себе знать.

”Можно предположить, что человеку не хватает внимания, — говорит Никита Григорьев. — Когда ребенок маленький, он быстро усваивает, что стоит покричать, чтобы пришел специально обученный человек и покормил, покачал, поменял подгузник. Иногда такое возникает и с болезнями: взрослые постоянно заняты своими делами, но стоит ребенку заболеть, так окружают его вниманием и заботой. Может сформироваться идея, что стоит пожаловаться на здоровье, так внимание обеспечено. Человек попробовал это применить и во взрослой жизни, на муже и знакомых — о, сработало! И если у человека никаких других инструментов для получения внимания нет, он может прибегать к этому”.

В итоге человек получает бонусы: муж возьмет на ручки, подруги пожалеют. Человек чувствует себя любимым, у него вырабатываются гормоны удовольствия. И если часто это использовать, человек превращается уже в ”профессиональную” жертву: когда давление на жалость — это единственный способ получить внимание.

”Иногда такие люди занимаются тем, что ходят к терапевту или психологу всю жизнь. Они не хотят ничего менять, их все устраивает, — приводит еще один пример специалист. — У них есть повод поговорить о своих проблемах и болезнях. Они получают внимание. Таким людям можно посоветовать найти увлекающее их хобби или работу. Даже если нет материальных проблем, то можно найти работу на полдня, где можно было бы решать разные проблемы, чтобы мозг развивался, чтобы человек был занят, и у него уже не оставалось бы ресурсов на поиск несуществующих болячек”.

Поделиться
Комментарии