Массовое крупнопанельное строительство почти во всех европейских странах (в том числе в СССР) означало не только радикальное изменение строительных технологий. Создание огромных массивов панельных многоэтажек коренным образом меняло все представления о городском жилье. Жилье как некая базовая ценность, как место, в котором сосуществовали поколения, как "мой дом — моя крепость" превращалось в безличное помещение в спальном районе. Квартира становилась типовой "машиной для жилья".

Живучие машины для жилья

Сходившие с конвейеров домостроительных комбинатов квартиры в "панельках" позволили быстро и дешево разрешить жилищные проблемы в соответствии со сложившимся к тому времени стилем жизни в крупных городах. И в точности как для машины, для панельных домов предусматривался быстрый моральный и физический износ.

"Архитектура — как летопись мира, которая говорит тогда, когда умолкают песни, и предания" (слова Н.В Гоголя) уступила место типовому урбанистическому дизайну. В одном анекдоте того времени говорилось, что "Хрущев успел соединить ванную с унитазом и кухню с гостиной, но не успел соединить пол с потолком".

Но неожиданно оказалось, что панельные "хрущевки" долговечнее, чем ожидали. Пятиэтажные дома в Мустамяэ, например, уже разменяли пятый десяток и готовы служить дальше. Как долго? Сегодня никто не рискнет назвать точный срок.

Но физическое долголетие не может отменить их морального износа (несоответствие нынешнему стилю жизни). В типовой двухкомнатной квартире некуда поставить стиральную машину, посудомойку, морозильную камеру и т.п. Хуже того, неэффективно используется городская земля, не позволяя создать в жилых районах современную инфраструктуру, особенно в части, связанной с автомобилями. По всем этим причинам во многих городах мира утилизируется старая массовая застройка.

"Хрущевкам" нет места на земле

Интересен опыт замены "машин для жилья" первого поколения современной массовой застройкой в бывшей ГДР, где работали точно такие, как у нас, домостроительные комбинаты. Используется несколько вариантов: где-то целые кварталы "панелек" полностью сносят, и на их месте возникают принципиально иные здания; в другом месте снимают несколько этажей, а оставшиеся трехэтажные панельные коробки превращаются в рядные дома с трехуровневыми квартирами; а кое-где в существующих объемах вместо квартир первых двух-трех этажей создаются торговые центры со складами, расположенными выше.

В Москве и других городах России целые микрорайоны идут под снос. Так же решают проблему в Барселоне и в Италии. Нам подойдет опыт соседнего Санкт-Петербурга, где в прошлом году начата реализация амбициозной программы по смене стиля жизни в спальных районах. В аннотации к программе сказано, что "хрущевки" могут простоять еще 100 лет, но, даже если их фасады утеплены, эти дома по планировке квартир и неэкономичности не должны дальше существовать. Приговор окончательный.

Смена жилищных поколений происходит по т.н. "веерному принципу". В пределах микрорайона сначала строят высотки способные поглотить жильцов трех-четырех "хрущевок", на месте которых строят коммерческое жилье. Притом что жилой площади становится в разы больше, в том же микрорайоне появляется возможность создания автостоянок, из расчета два автомобиля на каждую квартиру (!). У семей есть шанс за доплату расширить площадь, но в любом случае новая квартира не должна быть по площади меньше существующей. На первом этапе предполагается снос и переселение жильцов с 500 тысяч квадратных метров. Нет смысла излагать детали, но стоит отметить, что финансовые и правовые проблемы в проекте решены, нам такие решения тоже подходят.

Наши перспективы

С учетом всего сказанного вернемся к вопросу об утеплении фасадов. Мне недавно довелось участвовать в теледискуссии, где, по замыслу организаторов, трое (архитектор, руководитель строительного концерна, производящего утеплитель и облицовывающего им дома, а также экономист) должны были защищать разные точки зрения на "фасадную" проблему.

Уже с первых минут выявилось удивительное единодушие всей троицы. Мы быстро пришли к общей точке зрения, что реальное снижение теплозатрат, способное обеспечить окупаемость реновации панельной многоэтажки, должно вестись по следующему алгоритму (где очередность действий отвечает их значимости в решении проблемы):
- замена прямоточной вентиляции на венсистему с рекупиратором, отбирающим тепло у отработанного воздуха и возвращающим это тепло приточному воздуху;
- утепление кровель (лучше — путем надстройки этажей или устройством скатных кровель);
- замена халтурных пластиковых окон на современные, с вентустройствами.

И только после всего этого имеет смысл утеплять фасад, а также менять техносистемы. Как заметил архитектор Рейн Мурула, для такой реновации надо оставить только бетонную этажерку дома, а все остальное делать заново. При этом сохранится безнадежно устаревшая планировка и прочие прелести "хрущевок" как внутри, так и с наружи домов. Поскольку расходы сопоставимы с расходами на замену дома целиком, то, учитывая решение инфраструктурных проблем, новое строительство в спальных районах более грамотное решение.

Мы с профессором архитектуры Мурула разработали предложения такого рода для Таллинна, рассмотрели их у мэра города, он поддержал идею и дал поручение своим подчиненным по созданию такого проекта. В общем, "я знаю — город будет!" Как скоро? Поживем — увидим. Но все эти соображения, конечно, не могут помешать инициативным правлениям КТ обклеить панели утеплителем за банковские кредиты и красить дома в цвета детской неожиданности (именно такие цвета сейчас у нас популярны для фасадов). Вольному, как говорится, воля.

Поделиться
Комментарии