Расширенное заседание Координационного совета российских соотечественников в минувшую субботу было посвящено совсем другим вопросам. Но когда дошли до пункта повестки дня, названного «Прочее», то неизбежно вышли и на обсуждение темы предстоящих европарламентских выборов.

Председатель Союза российских граждан Владимир Лебедев даже напомнил собравшимся, что представляет собой данное мероприятие. По мнению Лебедева, обсуждение евровыборов соотечественниками дает лишний повод недоброжелателям увидеть тут пресловутую «руку Москвы». Хотя председатель Объединения российских граждан Нарвы Юрий Мишин считает, что Координационный совет не может совсем оставаться в стороне от этой проблемы, нужно хотя бы собирать информацию.

Еще один повод для желающих обнаружить «московский след» давала информация о том, что в воскресенье в Таллинн с частным визитом прибывает руководитель Департамента международных связей правительства Москвы Георгий Мурадов. Ходили слухи, что Мурадов приехал специально для того, чтобы консультировать директора Центра информации по правам человека Алексея Семенова, которого тоже прочат в кандидаты на выборах в Европарламент.

На вопрос «МК-Эстонии», как прошла встреча, сам Семенов ответил очень лаконично: «В воскресенье я был в Маарду, где проходило празднование Масленицы. Там было много народа, в том числе и Мурадов». По словам Алексея Семенова, никаких деловых переговоров у них не было.

Еще один насущный вопрос: а что сейчас происходит с Конституционной партией? Димитрий Кленский считает, что ставка ОЛПЭ только на мэра Маарду Георгия Быстрова дает повод говорить о том, что на выборы выйдет и Конституционная партия. «Она, хотя и находится в стадии слияния с «левыми», но остается в регистре партий и может участвовать в выборах», - отмечает Кленский в своем заявлении.

Сопредседатель ОЛПЭ Сергей Юргенс пояснил «МК-Эстонии», что процесс объединения партий находится в стадии юридического оформления, съезды уже приняли решение, но пока остаются некоторые юридические нюансы. «Да, Конституционная партия формально еще существует и находится в регистре партий, но на выборах в Европарламент можно выставлять лишь список ОЛПЭ, - сказал Юргенс. – И я не знаю, почему такой вопрос вообще возник. Это чистой воды спекуляции».

Что же касается поиска компромисса по определению некоего лидера, который мог бы представлять на выборах всю русскую общину, то, как заметил Сергей Петинов из Центра избирательных инициатив, нельзя вносить раздрай между имеющимися четырьмя кандидатами. Под таковыми он подразумевает Мишина, Семенова, Кленского и Быстрова.

Петинов предлагает созвать русское представительное собрание, такое, чтобы народ ему поверил. Было отмечено, что ряд деятелей уже выразили готовность собрать такое вече: это и председатель Союза русских просветительских и благотворительных организаций Эстонии Людмила Матросова-Зыбина, и руководитель Союза национальных культурных обществ «Лира» Лидия Кылварт, и председатель Общества белорусов Эстонии Нина Савинова. Но когда может состояться подобное обсуждение – пока неизвестно.

Вопросы к сопредседателю ОЛПЭ Сергею Юргенсу:

- Если говорить о выдвижении единого русского кандидата, то, исходя из написанного в вашей партийной газете, получается, что для ОЛПЭ вопрос уже решен: список возглавит Быстров. Значит, все эти разговоры вас не интересуют?

- Решением съезда действительно выбран первый номер списка, но остальные места не распределены, так что список открыт.

- У кого, на ваш взгляд, шансов больше: у партийного списка или единого независимого кандидата?

- Совершенно однозначно, что у списка. Во-первых, нет такого единого лидера, за которым бы пошел весь русский народ. У каждого из претендующих на эту роль есть как сторонники, так и противники. У меня нет сомнений, что список наберет больше голосов.

- Это вам в том числе и европейские консультанты сказали?

- И они в том числе. У нас до сих пор личную квоту получал только один человек – Ильвес. Ведь прошлые выборы проходили не по закрытым спискам, поэтому можно посмотреть, сколько набирали даже самые популярные личности. И ни один из них личной квоты не получил.

- Правда ли, что Димитрию Кленскому, с которым вы встречались и вели переговоры, было поставлено условие: обязательно вступить в партию, если он хочет баллотироваться по списку ОЛПЭ?

- Во-первых, единолично я такие вопросы не решаю. Включать или нет в список – решает правление, которое собирается раз в месяц. И почти что ультиматумы о включении в список, да еще и на первое место, даже серьезно воспринимать нельзя.

По эстонскому законодательству, требования о вступлении в партию для включения в список нет. Другое дело, что нельзя состоять в другой партии. А если ты беспартийный, то никаких проблем. Так что мы таких условий Кленскому не выставляли.

- Сколько денег вам дали из Европы на предвыборную кампанию?

- Ничего нам не давали. Во-первых, это запрещено законом, партия не может получать денег из-за границы. На сегодняшний день наша партия финансируется только за счет взносов и спонсоров.

Вопросы к председателю Координационного совета российских соотечественников Андрею Заренкову.

- Сегодня выборы в Европарламент не значились отдельным пунктом повестки дня, но вопрос все же был поднят. Насколько споры вокруг выдвижения единого русского кандидата интересуют организации соотечественников?

- Это часть жизни русской общины. Конечно, русским хотелось бы иметь своего человека в Европарламенте. Поэтому я скажу так: на уровне руководителей организаций соотечественников это очень интересная тема. Но на уровне обычных людей это мало кем обсуждается, потому что сейчас есть другие проблемы: как связать концы с концами и просто прожить.

- У кого больше шансов получить место в Европарламенте: у партийного списка или единого независимого кандидата?

- С моей точки зрения, а я сегодня далек от партийных дел и планов одиночных кандидатов, список всегда предпочтительнее одиночных выступлений, потому что за списком стоят люди, структуры, организации и программы. Самое главное – программы. Одиночный кандидат, как мне кажется, ограничен в решении этих проблем. Знаете, какой одиночному кандидату нужно иметь штаб или штат, чтобы пробиться туда! Ну, может быть, уникальность сегодняшнего положения русских в Эстонии как раз и подскажет решение этого вопроса.

- То есть получается, что все равно выборы партийные, а не общинные?

- Если мы живем в Эстонии, мы должны жить по тем законам, по которым мы и живем. А в Эстонии как раз существует понятие партийных выборов как основных. Это тот механизм, который сегодня определен эстонским государством для выборов в Европарламент.

За советом к оракулам

Председатель Союза российских граждан Нарвы Юрий Мишин недавно получил паспорт гражданина Эстонии, поэтому теперь тоже может баллотироваться на выборах. При этом в независимые кандидаты Мишин, по всей видимости, не метит. По его мнению, нужен партийный список. Одиночного кандидата, как говорит Мишин, мы уже проходили – это был Быстров в 2004 году. Результата это не дало.

Настоящим откровением стал рассказ Мишина о его недавней поездке в Грецию. «Я был у дельфийских оракулов, чтобы поинтересоваться нашими шансами на выборах, - рассказал Мишин. – И пифия сказала мне: «Если постараетесь, то – да!»

Мина ряягин ээсти кельт!

Мэр Маарду Георгий Быстров будет на выборах первым номером в списке ОПЛЭ. Это, надо полагать, вопрос уже решенный. Во время интервью корреспондентка «Актуальной камеры» поинтересовалась у Быстрова, как тот собирается работать в Европарламенте, если языками не владеет. «Да у меня огромный управленческий опыт, - бушевал возмущенный такой постановкой вопроса Георгий Васильевич, когда камеру уже выключили. – А для депутатов предусмотрена куча всяких советников. Что, переводить некому будет, если надо? И потом – я говорю по-эстонски. Mina võin rääkida eesti keelt!»

Пора имения

Представившийся юристом Карен Драмбян держал речь под неодобрительный гул некоторых собравшихся. «И это юрист говорит?» - вопрошал Владимир Лебедев, обращаясь к сидевшему в зале адвокату Александру Кустову. Тот лишь снисходительно улыбался. А Драмбян тем временем «жег глаголом»: «Эстонцы так долго подставляли нам задницу, когда мы наклонялись для поцелуя, что невольно возникла мысль: а не пора ли эту задницу поиметь!».

«Вы не для КАПО снимаете?» – поинтересовался Карен Драмбян, когда я навел на него объектив фотокамеры. Узнав, что это не КАПО, а всего лишь «МК-Эстония», обронил: «То-то я думаю, у них же мой снимок уже есть!». Кстати, о СМИ и их «провокационной работе». У соотечественников едва ли не становится доброй традицией видеть вселенский заговор. Так, и в этот раз прозвучала реплика из зала, что пора, дескать, дать жесткую оценку «подрывной» деятельности Первого Балтийского канала. Правда, в ответ на это Андрей Заренков стал говорить совсем о других вещах, нивелировав остроту вопроса.

Поделиться
Комментарии