Питер Лоуренс в своей нашумевшей книге ”Принцип Питера”, изданной еще в 1968 году, обращал внимание на то, что в первой половине XX века наличие у человека степени бакалавра предполагало его компетентность в профессиональной сфере. На момент издания книги Лоуренс уже сомневался в компетентности американских магистров и доверял только докторам наук.

Можно ли по прошествии 40 лет быть уверенным в компетентности уже и докторов — вопрос спорный. То, что многие выпускники американских школ, а сейчас уже и студенты колледжей едва умеют читать на родном языке, факт тоже известный.

Те же тенденции деградации школьного образования проникли и в Западную Европу, а сейчас осваивают Восточную. К сожалению, Эстония не остается в стороне этого глобального процесса.

Снижение требований

По старому закону государственный экзамен считался сданным ”удовлетворительно” в случае получения не менее 50% от максимального результата. В новой редакции этот процент снизили до 20. При этом вводится понятие ”сданного экзамена”, для чего достаточно получить 1%.

На этом хорошие новости для еврошкольников не заканчиваются. Если раньше для окончания гимназии необходимо было ”удовлетворительно” сдать государственные экзамены, школьный экзамен за курс гимназии и написать ученическое исследование или практическую работу, то сейчас достаточно на ”удовлетворительно” сдать школьный экзамен и сделать ученическое исследование или практическую работу. Госэкзамены достаточно просто ”сдать”, то есть получить 1%. Однако если кому-то нужен результат, то новый закон позволяет госэкзамен и пересдать, оплатив госпошлину в размере 4,47 евро.

Со снижением требований к выпускникам гимназий можно и учебный процесс упростить. В старой редакции закона была предусмотрена обязанность владельца гимназии сформировать из факультативных предметов не менее трех направлений обучения. В новой редакции, как и в новой государственной учебной программе для гимназий, этих трех направлений уже нет.

По старому закону количество учеников в классе не могло превышать 26 даже в виде исключения, сейчас же верхний предел не ограничен. Да и какая в самом деле разница, 30 их или 40? Получить 1% при сдаче госэкзамена не так сложно.

Из этого 1% вытекает и другая новелла. Из перечня учеников с особыми потребностями, которым должно быть обеспечено обучение в спецшколе, выпали дети с нарушением речевых функций и интеллектуальными отклонениями. По всей видимости, это означает то, что дети с расстройством речевых функций и интеллектуальными отклонениями теперь должны ходить в обычные школы.

При таких раскладах как-то смешно говорить о плане развития школы, если, конечно, не переименовать его в план деградации. Поэтому и здесь все максимально упростили. В старой редакции закона был достаточно подробный каталог требований к плану развития школы. В новом законе план развития школы должен определять только цели и основные направления развития школы.

К новеллам закона можно также отнести возможность Министерства образования и науки передать содержание гимназии административным договором волости или городу или даже частноправовому юридическому лицу. То есть государство еще будет пытаться сбывать школы с рук.

Эстонское значит лучшее?

Обеспечив ”высокий уровень” школьного образования в Эстонии, законодатель кинул свой ревнивый взор на иностранные государства. Раньше в случае временного обучения в иностранной школе было достаточно предупредить школьную администрацию, что давало возможность по возвращении поступить в класс, в котором с учетом времени обучения в иностранной школе ученик должен был учиться. Сейчас же все усложняется.

Ученик основной школы должен во время пребывания за границей получать домашнее образование. Ученик гимназии во время обучения за границей должен продолжать обучение экстерном. Законодатель совершенно четко расставил приоритеты — в мире существует только эстонское образование, пусть даже домашнее или экстерном. Может быть, эта норма была рассчитана на то, чтобы меньше уезжали. Но, на мой взгляд, получится так, что меньше будут возвращаться.

Как мы знаем, в Эстонии очень трепетно относятся к словам. Причем даже к словам в иностранных языках. Так ”Таллин” в русском варианте прибрел второе ”н”. Госсобрание было переименовано в Рийгикогу. Эстонский язык тоже усиленно эстонизируется. Так, всем понятное info превратилось в teave.

В старой редакции закона было обнаружено недостаточно эстонское слово pedagoog. В новой редакции его заменило исконно-эстонское õpetaja. При том, что педагог — это родовое понятие, которое помимо учителей включает в себя и других педагогических работников, что делает его использование в законе удобней. Однако эстонизация важней.

Виртуализация

Можно по-разному относиться к э-государству. Возможно, в определенных случаях это и неплохо. В новой редакции закона есть подвижки и в этом направлении. У издателя учебной литературы появилась обязанность обеспечить ее общедоступность на сайте Министерства образования и науки в цифровом формате. Неисполнение этой обязанности влечет за собой удаление неоцифрованного учебного материала из регистра учебной литературы.

Это положение начинает действовать с 1 мая 2015 года. Ведение цифрового портала министерство может поручить специальному государственному фонду. Фонд еще не создан. Чем государственный фонд лучше отдела министерства, тоже не очень ясно.

Формы деятельности основных школ и гимназий

В новом законе исчезают такие понятия, как действующие в качестве единого учреждения основная школа с гимназией и общеобразовательная школа со школой по интересам.

Но не спешите огорчаться, действующие по состоянию на 1 сентября 2013 года как одно учреждение основная школа и гимназия или общеобразовательная школа и школа по интересам могут и дальше продолжать свою деятельность как одно учреждение.

Еще в новой редакции закона появляется новая форма школы — прогимназия. В ней проводится обучение на III школьной ступени (с седьмого по девятый классы). Возможно, создание подобного учреждения должно подчеркивать элитарность гимназического образования.

Ограничения для школьных работников

Новый закон вводит ограничения для работы в школе лиц, которые были наказаны или отправлены на принудительное лечение за преступления против несовершеннолетних на сексуальной почве, а также в сфере торговли людьми и принуждения к рабскому труду.

Полномочия попечительских советов

Надо признать, что в новой версии закона улучшилась нормотехника. Обязанности директора и попечительского совета теперь сведены в отдельные статьи, а не размазаны по всему закону.

Несколько изменились полномочия попечительских советов школ. В действующей до 1 сентября редакции закона была такая применяемая по отношению к учащимся воспитательная мера, как обсуждение их поведения на попечительском совете. В новой редакции попечительский совет лишили права ”прорабатывать” нерадивых учеников.

При этом попечительские советы получили полномочия давать свое заключение в отношении:
- порядка проведения конкурса на заполнение вакансии директора;
- принципов политики оплаты труда в школе;
- необходимости и распорядка деятельности по интересам;
- реорганизации и окончания деятельности школы.

И об отдыхе…

Закончу на самом приятном моменте школьной жизни — каникулах. В старой редакции закона время каникул можно было выбирать только гимназиям. Сейчас же это право предоставлено школам всех уровней.

В одной из своих статей в начале этого года я писал о том, что русские школы могли бы продлевать зимние каникулы и на дни православных рождественских праздников. Сложность этой процедуры заключается в том, что соответствующее предложение владельцу школы должен делать директор, что сводит это право на нет. С учетом консервативности и покладистости директорской братии вряд ли от кого-то из них стоит ожидать подобного подвига.

Поделиться
Комментарии