Почти сотня тысяч эстонских юридических лиц подает ежемесячно декларации о выплатах физическим лицам. Среди получателей денег есть члены правлений, количество которых, наверное, никак не меньше количества фирм. Даже если не везде платят за участие в правлении, то надо учесть, что во многих фирмах в правления входит далеко не по одному человеку. Если еще добавить получающих деньги за участие в советах, то цифра получится впечатляющая. И если не все они, то очень многие болеют (хотя бы раз в году).

А теперь, как говорится в одной популярной телепередаче, внимание — вопрос: сколько членов руководящих органов юридических лиц в случае болезни нарушают Закон о медицинском страховании?

Законодательный кроссворд

В этом законе есть двадцать пятая статья, где перечислено шесть видов ”денежных возмещений по медицинскому страхованию”, среди которых на первом месте стоит ”возмещение по временной нетрудоспособности”. А в пятидесятой статье того же закона разъяснено, что такое возмещение — ”это денежная компенсация, выплачиваемая Больничной кассой на основании листка нетрудоспособности застрахованному лицу, которое в связи с временным освобождением от выполнения трудовых или служебных обязанностей… не получает дохода, облагаемого социальным налогом”.

Формулировка эта легко применима к работающим по трудовым договорам с повременной или сдельной оплатой труда. Проболел полмесяца — получил половину оклада (или потерял половину сдельщины). С девятого дня большую долю потери компенсирует Больничная касса.

Но применительно к членам правлений норма ”буксует”. Оплата члену правления не привязана ко времени или объему работы. Тем более — оплата членам советов. И пропорционально дням, на которые выдан больничный лист, такая плата не уменьшается. А раз потери дохода нет, то (в соответствии с нормой закона) Больничной кассе нечего компенсировать. И там, где член руководящего органа юридического лица получает компенсацию от Больничной кассы без снижения заработка, закон нарушен.

Разговоры, что работа в правлении и в совете не может быть разнесена по дням и часам, а потому оплата за такой труд не может быть уменьшена за дни болезни — абсолютно справедливы, но к вопросу получения компенсации от Больничной кассы отношения не имеют, поскольку законодатель четко сказал: нет потери дохода — нечего компенсировать!

Получайте установленную оплату и в Больничную кассу не обращайтесь.

Однако жизнь всегда сложнее черно-белого подхода. В рассматриваемой ситуации сложность возникает, если человек получает доход в разных местах и по разным поводам. Например, я знаю полицейского, который избран в правление квартирного товарищества, где получает несколько сотен евро в месяц. В случае болезни на основании больничного листка в полиции ему уменьшают выплату, а потерю (в пределах закона) компенсирует Больничная касса. Бухгалтерия квартирного товарищества больничный лист ”не подает” и не учитывает его при выплате за членство в правлении.

Но поскольку теперь схема взаимоотношений застрахованного лица, источников его дохода и Больничной кассы выстроена таким образом, что расчет суммы компенсации по больничному листку ведется от общих доходов человека, обложенных социальным налогом, то независимо от того — учитывается больничный лист при оплате за членство в правлении (то есть снижается ли такая оплата) или нет — она войдет в расчет компенсации, а значит (внимание!) будет нарушен закон.

Можно ли считать, что главный нарушитель — сам больной? Формально — да. А по существу — нарушитель, конечно, законодатель, который не предусмотрел механизма увязки компенсации и разнородных по экономической сути выплат.

Хотите быть честным?

Представим ситуацию, когда больничный лист выдан человеку, получающему повременную зарплату и, кроме того, получающего деньги за участие в двух советах разных юридических лиц. Давайте далеко не ходить, а возьмем для примера членов парламента, многие из которых находятся ровно в такой ситуации. В парламенте, наверное, за время болезни им как-то уменьшают плату (хотя, точно этого механизма не знаю). Но как они добиваются, чтобы в расчет компенсации не включали выплаты за членство в советах?

Один большой специалист в юриспруденции по этому поводу дает совет написать заявление в Больничную кассу: мол, одну выплату учитывайте, а две не учитывайте. Интересно, куда автора заявления пошлют работники кассы? Такой алгоритм в их программы не заложен.

По-видимому, проблему надо решать законодательно, предусмотрев разные схемы выплат по больничным листкам, отвечающие разным ситуациям, имеющим место быть в реальной жизни. Одна из таких ситуаций, например, касается депутатов местных органов власти, которым (как я установил по нескольким городам) пересчет депутатской оплаты в связи с больничными листами не делается (что, наверное, правильно, поскольку депутатские заботы лежат на их плечах независимо от состояния здоровья). А с точки зрения Закона о медицинском страховании депутаты подворовывают.

Но когда тысячи людей становятся нарушителями закона (проще говоря — грабят Больничную кассу, получая необоснованный доход), то все-таки надо признать, что они без вины виноватые.

А теперь несколько практических советов: если кто-либо из уважаемых читателей является членом правления и, получив больничный лист, предъявляет его для получения компенсации без уменьшения выплат, то он нарушает закон. Требуется одно из двух: либо не предъявлять больничный к оплате и получать 100% платы за членство в правлении, либо снижать доход и получать компенсацию.

Но когда кто-либо из читателей окажется в ситуации получения денег из нескольких мест, где никто ничего пересчитывать в размере выплат не будет — все-таки попробуйте написать в Больничную кассу соответствующее ходатайство. Интересно, что ответят? По крайней мере, будете защищены, если вдруг вам предъявят иск за ограбление этой самой кассы. А в том, что предъявят, сомневаться не приходится. Прецеденты уже есть.

Поделиться
Комментарии