Дом, одним из совладельцев которого является Валерия, находится на главной улице Кейла. Вид у него действительно не идеальный: облупившаяся краска, неухоженный фасад. Во владения хозяев также входит находящаяся рядом постройка, которую используют как сарай. Она изрядно покосилась — одну из стен подпирают несколько балок.

Весной прошлого года совладельцы дома получили предписание о том, что нужно привести здание в порядок: отреставрировать фасад, убраться на территории дома, сделать пристройку безопасной или при необходимости вовсе ее снести. Предписание не выполнено и по сей день.

Чиновник-преследователь

Интересно, что Валерия вступила в права собственника только в январе этого года, то есть то, первое предписание она не могла получить чисто физически. Однако муниципальный чиновник по надзору Уно Паас взял в серьезный оборот именно ее. Валерия стала получать повестки на встречу с представителем мэрии города, с угрозами взыскания принудительных денег в случае неявки.

”Три-четыре раза он посылал письма, после чего городское управление обратилось к судебному исполнителю, чтобы взыскать с меня 1000 евро”, — рассказывает женщина.

При этом, по ее словам, все повестки она получала задним числом, то есть заказные письма приходили уже после назначенной даты встречи. Чтобы защитить свои права, Валерия подала в суд. Также она обращает внимание на то, что Уно Паас завалил ее письмами и повестками, а кроме того даже прислал повестку по месту работы непосредственному начальнику, чтобы он передал это ей.

К тому же, продолжает женщина, чиновник приходил домой в ее отсутствие и разговаривал с членами ее семьи. Валерия считает, что это злоупотребление должностными полномочиями.
Хотя независимый юрист Данил Липатов из юридического бюро Progressor говорит, что это законодательству не противоречит — закон предусматривает доставку процессуальных документов через работодателя.

”Это обычная практика, которая применяется среди прочих в том случае, если респондент не хочет или не может получить документы по адресу своей регистрации”, — комментирует юрист.

Не хотите? Заставим!

Сам чиновник по надзору Уно Паас объяснил ”МК-Эстонии”, что мэрия Кейла должна обеспечивать благоустройство города. ”А тот дом является опасным”, — говорит чиновник.
Валерия жалуется, что он ее просто преследует, на что Уно Паас отвечает прямо: ”Да, преследуем. И я могу это объяснить”.
Чиновник говорит, что Валерия ни разу не подтвердила получение писем по электронной почте, не отвечала, не являлась на встречи.
”По закону она должна выдать мне всю информацию, которая у нее есть, — жалуется Паас. — Если она ничего не говорит, то мы можем ее наказать, и это по закону”.

Он также отрицает, что повестки были беспричинные: мол, все они были оформлены стандартно — в них есть дата встречи, имя получателя и причина, по которой вызывают.

В общем, чиновник подал на Валерию в суд, чтобы добиться принудительного взыскания 1000 евро. Но там ситуация развернулась явно не в пользу мэрии. В ходе судебного разбирательства городское самоуправление Кейла признало свое распоряжение недействительным и отменило его.

Теперь, по словам Валерии, мэрия должна выплатить ей 1230 евро, чтобы покрыть судебные издержки.
”За самоуправство чиновников, видимо, расплатятся налогоплательщики”, — подводит итог Валерия.

Юрист Данил Липатов говорит, что распоряжение чиновника не должно быть связано с тем, чтобы просто заставить человека прийти на беседу. Главное — достичь конкретного результата, в данном случае — привести здание в порядок. Очевидно, поэтому суд и встал на сторону Валерии Рейкоп.

Одна за всех

Однако на этом суды не прекратились. Валерия запросила информацию о том, кто еще из совладельцев получил принудительное взыскание. Мэрия информацию не предоставила, и женщина подала в суд, потому что видит тут дискриминацию: почему повестки присылают только ей, когда у дома еще шесть собственников?

Суд снова оказался на стороне Валерии, ее жалоба была удовлетворена, и теперь Кейла должен выплатить ей еще 400 евро.
Есть в этой истории и третье судебное дело. Связано оно с конкретными предписаниями: ремонт фасада, покраска здания и уборка территории. Валерия через суд попросила приостановить эти требования, что и было сделано. Производство по этому делу еще идет.

А с самим домом все без изменений — так и стоит в прежнем виде.
”Наша цель — не деньги. Мы хотим, чтобы человек соблюдал закон”, — говорит чиновник по надзору Уно Паас.

Он отмечает, что два варианта развития событий: или владельцы сами устраняют все неполадки, или за них это делает мэрия, а затем выставляет счет.

”Например, снесут сарай, а расходы на это должны будут покрыть все совладельцы, не только Валерия”, — говорит Паас.
По его словам, проблема именно в ней — мол, остальные совладельцы дома готовы сотрудничать, все получали повестки, приходили на встречу и давали письменные объяснительные.

Но тут другая проблема: сама Валерия говорит, что эти совладельцы, со своей стороны, не готовы сотрудничать с ней, а без общего согласия делать с совместной собственностью по закону ничего нельзя.

Возникает и такой вопрос: почему же Валерия должна одна отдуваться за всех собственников? Юрист Данил Липатов говорит, что все являются солидарными должниками, требование об исполнении какого-либо обязательства может быть предъявлено любому. А уже потом человек, с которого взыскали энную сумму, имеет право в порядке регресса пропорционально взыскивать эти деньги с других собственников.

Поделиться
Комментарии