Осенью 2016 года Артуру, который, по его заверениям, работал в России, пришлось на неопределенный срок приехать в Эстонию. Дело в том, что мужчина проходил по одному уголовному делу, его обвиняли в том, что он руководил сложной схемой по отмыванию денег, и нужно было присутствовать на заседаниях суда.

У Артура здесь была фирма, которая занималась в том числе и сдачей недвижимости в аренду. И Артур поселился в одной из квартир на Ыйсмяэ теэ.

Не мытьем, так катаньем

”Дело шло полным ходом, но мой работодатель в России, увидев, что мое отстуствие затянулось, расторг со мной договор, — рассказывает мужчина. — Я недополучил оклада и премий в размере порядка 300 000 евро. В итоге я оказался в Эстонии без работы, к тому же меня постоянно таскали на заседания по уголовному делу”.
Он поясняет, что квартира, в которой он на время поселился, была предназначена для сдачи в аренду.

”Чтобы не терять доход, я заключил договор с фирмой Traff OÜ, согласно которому снял у них трехкомнатную квартиру в Ыйсмяэ за 400 евро, — рассказывает Артур Калугин. — Обязался платить. Но когда оказался без работы, то не было возможности и платить”.

Мужчине посоветовали пойти в соцотдел по месту жительства и попросить о прожиточном пособии и компенсации за аренду и коммунальные платежи. Однако в соцотделе оказались не лыком шиты и сказали примерно следующее: раз вы снимаете квартиру у фирмы, собственником которой являетесь, то мы сомневаемся в подлинности данного договора и не будем оплачивать вашу аренду.

Тогда Артур переписал фирму на свою маму, с которой у него разные фамилии, и составил новый договор.

”Но там поняли, что это моя мама, — говорит он. — Видимо, посмотрели информацию в базе данных Регистра народонаселения. И снова отказали в компенсации за аренду”.

Артур подал на соцотдел в суд, но в суде согласились с чиновниками, что довольно странно как-то вся эта ситуация выглядит. Мол, член правления и собственник фирмы заключил сам с собой договор аренды. А потом, когда ему в пособии отказали, перезаключил со своей мамой, то есть родственником по первой линии, у которой по закону есть обязанность так и так содержать своего ребенка. И все это делалось, когда Артур был без работы и без дохода. Следовательно, пришел к выводу суд, чиновники правы в своем предположении, что все это было сделано для того, чтобы получить дополнительный доход в качестве ”аренды” за квартиру.

Тем временем мама Артура в лице члена правления фирмы тоже подала на незадачливого сына в суд. Мол, не платит сыночка фирме за аренду. А потом еще один иск — задолжала, дескать, кровиночка. И в общей сложности потребовала от ребенка своего около 10 000 евро.

”Да нормальные у нас с мамой отношения”, — заверяет Артур.
Тут надо отметить, что требования погасить долги по квартплате за 2016 год (почему-то за два полугодия отдельно) были поданы в ускоренное производство. А там дела обстоят так, что если человек возражает, то дело дальше не рассматривается и передается в обычный суд по месту жительства. А если человек соглашается или просто принимает бумаги и на требование не отвечает, то решение принимается в пользу истца и человек должен погасить долговые требования.

Этим, кстати, часто пользуются инкассо-фирмы и те, кто выдает быстрые кредиты. Суд в ускоренном производстве обычно не проверяет цифры — какую сумму истец в долговом требовании указал, такую обычно в решении и прописывают. А многие простые люди даже не знают, что если проигнорировать бумагу по ускоренному производству из суда или не ответить в срок, то решение вступит в силу, и потом будет очень сложно что-то доказать.

Но вернемся к нашей любопытной истории. Из документов следует, что Артур бумаги из суда получил, но возражать не стал. Было вынесено решение, что он должен уплатить в общей сложности фирме за аренду порядка 10 000 евро.

А дальше, прикрепив эти решения, Артур вновь подал в суд. Мол, смотрите, вот доказательства того, что договор не фиктивный, фирма действительно с меня требует деньги за аренду квартиры. Однако и окружной суд не встал на его сторону.

Российские деньги, которые нужно отбить

Суд второй инстанции согласился с мнением, что договор — показной, и подчеркнул, что договоры между мамой Артура и принадлежавшей ему фирмой (где он был, а впоследствии и она стала членом правления), а также фирмой и Артуром были созданы для того, чтобы скрыть реальных участников сделки и обойти пункт закона, запрещающий снимать недвижимость в аренду у близких родственников, которые обязаны человека содержать.

Суд тоже пришел к выводу, что, скорее всего, цель сделки — получить компенсацию за аренду, которую Артур маме, скорее всего, платить и не должен, и получить побольше денег за счет государства. И чиновники усомнились, что мама вообще будет сдавать сыночке квартиру по рыночной стоимости.

В общем, все эти обстоятельства и привели к тому, что Артур проиграл и второй суд.

”Вы понимаете, когда я прописался туда, с бизнесом у меня дела не пошли, — говорит он на вопрос, почему он вдруг после отказа соцотдела решил выйти из членов правления фирмы и ввести туда маму. — Сейчас всем занимается мама, фирма успешно сдает в аренду квартиры — не только эту, но и другие. В итоге снять другую квартиру я не могу, потому что нужно выложить маклеру сразу же около 1000 евро, а я без работы. И выписаться оттуда я тоже не могу, потому что другого места жительства у меня нет”.

Однако в решении суда указано, что, по словам чиновников, Артур якобы вообще не скрывал, что цель всей этой многоходовки — обойти пункт закона.

Артур убежден: суд не прав. И фирму (то есть маму) не заслушали, и бухгалтера не пригласили. Да и вообще, фирма теперь из-за этого всего терпит убытки — квартира, говорит он, была куплена на деньги, взятые в долг у родственников из России. И куплена она была для того, чтобы зарабатывать на ней. А теперь, из-за чиновников, разумеется, зарабатывать на ней не получается.

”Я считаю, суд должен одно из решений отменить: или пусть он признает договор действительным, и тогда соцотдел должен будет мне компенсировать и расходы на аренду, — говорит он. — Или же пусть снимут с меня эти долги. А то сейчас я не понимаю, какое из двух решений мне исполнять — или возвращать долги, или же ничего не платить, потому что договор, как написал суд, показной”.

Все просто

Однако в суде ”МК-Эстонии” сказали, что так как оба решения вступили в силу, то исполнять нужно их все.

”Только в одном деле человек пытался аннулировать решения соцотдела, и суды двух инстанций его жалобы не удовлетворили, а Госсуд не принял дело к рассмотрению, — говорит пресс-секретарь судов первых двух инстанций Аннели Вилу. — А во втором его обязали уплатить долги”.
Таким образом, в суде не считают, что решения противоречат друг другу. Долги нужно уплатить, а с тем, что суд не аннулировал решения соцотдела, — просто смириться.

В соцотделе управы Хааберсти комментировать это дело не захотели. И на вопросы, как часто такое бывает и какие еще схемы придумывают люди, чтобы обойти пункты закона и получить прожиточное пособие и компенсацию за аренду, не ответили.

Поделиться
Комментарии