Средняя зарплата в коммерческих структурах за прошедшие девять месяцев нынешнего года колеблется от 7000 крон, например, в Нарве до 10 000 крон в Таллинне. Это зарплата брутто. После снятия налогов зарплата нетто превратится из 7000 в 5737 крон, из 8000 – в 6489 крон, из 10 000 – в 7993 кроны. Если даже не брать в учет инфляцию, то когда в семье из двух человек зарплату в 7000 крон получает кто-либо один, им обеспечивается нищенское существование. «Человеческие» условия жизни у такой семьи появятся при брутто-заработке от 10 000 крон. Но это, по нашим реалиям, далеко не всем доступно, тем более надо учесть: средние значения складываются таким образом, что получателей с зарплатой выше средней примерно треть, а с зарплатой ниже – около двух третей.

Советы на нашу голову

Эстония в зоне евро золушка на тамошнем празднике жизни. Сравним некоторые цифры. В Германии один час наемного труда в среднем стоит 20-25 долларов, по странам Евросоюза в целом – 10-15 долларов, у нас – даже при десятитысячной кроновой средней – один час стоит около 5 долларов. То есть труд наших работников оплачивается в 4, а то и в 5 раз дешевле. А повысить зарплату, говорят специалисты, невозможно, потому что наша производительность труда в разы меньше европейской. И те же специалисты точно знают, что надо делать.

Недавно, например, прозвучал целый залп советов от так называемых «русскоязычных ученых». Один вполне уважаемый доктор наук полагает, что надо выбрать какое-нибудь архисовременное направление и его развивать. То есть создать свой эстонский план «ГОЭЛРО». Оно, конечно, заманчиво, только для такой стратегии развития требуется сущая малость – Госплан и централизованное управление экономикой. То есть советская власть плюс электрификация всей страны.

Другой не менее уважаемый кандидат наук видит резерв развития в потенциале «русскоязычного инженерно-технического сообщества», которое пока не полностью востребовано. Совет хороший, только опоздал он ровно на двадцать лет. Тем инженерам, которым в момент развала эстонской экономики, было сорок, теперь за шестьдесят. А нового креативного русского инженерного сообщества не образовалось.

И, конечно, в который раз звучат советы о развитии «экономики транзита» за счет улучшения отношений с Россией. Но, к сожалению, прекраснодушные эти пожелания также безнадежно устарели. То есть соседские отношения улучшать надо, но при этом неплохо видеть реальность, какой она есть. Выстраиваемые сейчас в России логистические цепочки отдают Эстонии более чем скромное положение. От идеи «моста» давно пора переходить к идее держателя прилавка на огромном российском рынке. Тем более что в последние несколько лет эта роль у эстонского бизнеса явно получается. За прошлый год и за первое полугодие нынешнего года наш экспорт в Россию занимает почетное третье место после Финляндии и Швеции (без всяких, заметьте, взаимных объятий руководства двух стран).

Больше того, в 2009 году впервые внешнеэкономические отношения с Россией приобрели для Эстонии положительную динамику: экспорт превысил импорт. Но эффект достигнут, к сожалению, по одной причине: за счет нашей низкой заработной платы. При такой ее цене бизнесу никакие инновации не нужны. Это понимают и этим пользуются как наши местные, так и внешние инвесторы, на которых сейчас делается весь расчет. Тут как в сказке про Золушку – все держится на ее бедности, и потому так эффектен номер с принцем.

Жесткая правда

Порочный круг бедности, который душит не только работников, но и технический прогресс, можно разорвать одним путем – изнутри, изменением социальных отношений за счет солидарного наступления на капитал наемных работников.

Для эстонских «золушек» есть две линии поведения: искать счастья на стороне (в Финляндии, Дании, Швеции и далее везде) либо по серьезному отстаивать свои права, не уповая на получение от работодателей хрустальных башмачков.

Нынешние требования профсоюзов о повышении планки минимальной зарплаты вполне разумны и даже чересчур скромны, но добровольно Союз работодателей на них, ясное дело, не согласится. Развернуть кампанию давления у профсоюзов не получается. Народ ходит с многокилограммовой лапшой на ушах из теста, замешанного на предвыборных дрожжах. И поднятие необлагаемого подоходным налогом минимума до уровня минимальной зарплаты вполне разумно. Но и тут для решения проблемы солидарности работников не хватает. Оказывается, значительно проще стать резидентом налоговой системы Финляндии, где необлагаемый минимум выше нашей вполне приличной зарплаты.

Так и живем по принципу «голь на выдумки хитра». Единственная надежда, что кризис окажется хорошей школой и, в конце концов, у нас появится левая интеллигенция, способная внятно объяснить истинное положение дел на рынке труда. Заставить предпринимателей делиться можно при любом правительстве. А что до спорящих за кресла малоотличающихся буржуазных партий, то «чума на оба ваши дома» (Вильям, понимаете, Шекспир).

Поделиться
Комментарии